Для чего нам художественное воспитание?
Вера РОЕСЕЛОВА (Прага, Чехия)
Скульптор, профессор Карлова университета в Праге и
Пражской Академии фотографии и кино
В начале февраля этого года жюри подвело итоги 5-го Международного конкурса живописи и графики для детей и молодёжи «На своей земле», проходящего под эгидой Министерства образования и Министерства культуры Республики Беларусь. По окончании работы жюри состоялась конференция, на которую меня пригласил организатор конкурса – общественная организация «Белоруский зелёный крест» – выступить перед участниками на тему «Xудожественное воспитание в детских школах искусств Чехии».
При наблюдении за работой жюри, которое отбирало лучшие работы участников конкурса, я поняла, насколько концепция художественного воспитания российских школ отличается от чешских. Поэтому я не знала, как примут мое выступление. Но меня встретил теплый приём и большой интерес к инновациям в методике преподавания изобразительного искусства.
Идея, благодаря которой наши учителя избрали отличный от традиционных методов обучения, была проста. Термин «художественное воспитание» сочетает в себе два понятия: художественное образование и художественное воспитание человека. Искусство затрагивает сокровенные чувства личности, и было бы неразумно не использовать это в воспитании учеников. Чешские учителя задумались, что главное – научить детей красиво нарисовать, например, натюрморт, или одновременно с художественным образованием воспитать мыслящего и чувственного человека? Направлять детей к эмпатическому восприятию, мышлению, умению задавать вопросы. Учить детей распознавать добро и зло, понимать собственную роль в жизни и ощущать ответственность за себя и окружающих. Воспитание в процессе обучения не угрожает художественному образованию, наоборот, воздейстие слова эффективно усиливает понимание и восприятие темы.
Мысль о необходимости отхода от традиционных методов обучения возникла вследствие неуместного поведения учителей в борьбе за призовые места на конкурсах детского художественного творчеста. Для достижения лучшего результата учителя часто помогали детям личными представлениями как в мотивации и корректурах, так и исправлениями в детских работах. Ребенок, таким образом, становился скорее инструментом в руках преподавателя, а не творцом. Мы решили прекратить подобную практику и с группой инициативных учителей начали искать новые направления в обучении.
Психическое и душевное развитие рабенка происходит одновременно в трех сферах: в сфере разума, в сфере ощущений и в сфере нравственной. Каждая из них состоит из нескольких этапов развития. Ребенок, развивающийся на каком-либо из этапов без наставника, не сможет достичь вершины своих возможностей и часто останавливается на половине пути своего развития. Обучение в школе, как правило, ориентировано на путь накопления знаний и умений. В нашем обучении мы уделяем также пристальное внимание воспитанию эмоционально-этических взглядов. В мотивации мы стали употреблять художественно- образные выражения, архитепические понятия, которые находят душевный отзыв в ребенке, помогают понять взаимосвязи и отношения в различных ситуациях.
Художественное образование включает в себя факты, опыт и навыки, которые можно объяснить, которым можно научить. Мы говорим о предмете. Он определяет границы для оценки произведений искусства на основе правил. Здесь можно указывать на правильность последовательности или на воздействие изобразительного языка в композиции, а при обучении учеников предупреждать ошибки. Если дети умеют отстаивать свое решение или самостоятельно исправлять свои ошибки, то коррекция не вызывает отрицательных эмоциональных реакций.
В субъективно настроенную творческую работу нельзя вмешиваться. Каждый из нас, каждый ребенок – уникальное существо, которое в свое творчество вкладывает свой внутренний мир. Каждый из нас воспринимает окружающий свет по-своему. Мы глубоко воспринимаем негативные ощущения. Позитивные стимулы мы не чувствуем, они нам кажутся сами собой разумеющимися. Боль же проникает глубоко вовнутрь и остается закрытой в подсознании. Если ребенок касается в своем творчестве каких-либо внутренних впечатлений, вмешательство извне ему мешает, он чувствует диссонанс с собственным воображением, он сопротивляется. Поэтому необходимо относится к ребенку терпимо, уважать его творческое самовыражение, его выразительные изобразительные средства. Не нужно без необходимости его исправлять, оставим инициативу ему.
Не говорим: «Положи желтый!», который на наш взгляд больше подходит. Говорим: «Если положишь темно-синюю, то изображение будет грустным, а если положишь розовую – будет нежным, серая принесет усталость и сонливость, а желтая рассветит рисунок. Выбери что подходит именно тебе".
Что здесь можно считать учебным материалом? Мы учим детей воспринимать, понимать и принимать искусство, художественные стили, направления, творчество отдельных мастеров. Знакомим детей с этим в течение их творческой работы на заданную тему. Позволим детям решать самим, какие контакты с искусством для них важны, какие направления, мастера, периоды в искусстве на них производят большее впечатление. Каждый из нас находит в искусстве что-то свое, личное, что гармонирует с нашим внутренним миром, эмоциями. В детском творчестве художественной работой может считаться как подтема, так и сюжет: поиск парафразы, анализ использованых оттенков, поиск основных линий в композиции, личные эксперименты ученика.
Большое впечатление на детей производят творческие занятия в галерее, где они учатся находить систему, порядок в представленной картине, учатся понимать ее композицию и средства ее выразительности. Учим детей понимать искусство, получать от него удовольствие, соприкасаться с ним всю жизнь. К самым важным навыкам подключен опыт работы с языком искусства. Язык искусства необходимо знать также как и грамматику в языке. Как мы различаем слоги и слова, так должны уметь понимать влияние различных свойств и качеств линии, структур поверхностей, пространства, формы, света и цвета. Конструкцию предложения мы можем сравнить с гармонической или контрастной композицией, с художественным ритмом, симметрией, равновесием в произведении, а также их нарушениям, которые делают содержание более ярким. Только сочетание предложений создает произведение искусства. Базой для изучения языка искусства является знание искусства 20 века, в котором по-новому раскрывается язык творчества, оставляющий в нас большой след.
Изобразительные этюды – это композиции, в которых ученики знакомятся с разнообразными вопросами изобразительного искусства, а в своих упражнениях творческим способом проверяют их значение для композиции. Младшие ученики при обучении мотивированы реальностью, но не формой, а идеей возможных событий (скорость автомобиля, шум на перемене, кошачье пение, вкус апельсина, запах цветов...). Старшие работают с основой композиционных законов (сколько оттенков имеет зеленый цвет, что смогут изобразить пять параллельных линий, ломаных , изогнутых, вариации для трех геометрических фигур, равновесие между пятном и структурой в заданном формате, спокойная и гармоничная композиции...). Таким образом воспитывается художественное мышление, которое проявляется в гармонии между сюжетом, композицией и художественной техникой.
К следующим знаниям и умениям относятся методика обучения рисованию, живописи и моделирования. Это не означает что работы должны быть выполнены с точностью фотоаппарата. Необходимо найти то, чем мы можем охарактеризовать увиденное: деталь, увеличенную деталь, часть модели, структуру, вариации размеров, вид сверху, вид сбоку и в перспективе, изобразить ту же модель используя различные художественные техники, искать способ трансформации одного предмета в другой. Наблюдать и творчески себя выражать. Нельзя применять такие методы как муштра, которая приведет ученика к пассивному отношению к обучению. Также важно каждому ребенку оставить его собственную манеру исполнения, субъективный взгляд, дать возможность выбора художественного исполнения – рисование углем, карандашом, пером, акварелью и др. Так изображение реальности будет живым и сильным.
Последним в области знаний и умений являются методы и приемы владения техниками рисования, живописи, графики и пространственного искусства (скульптуры и объекты). Важно не только владеть техникой изобразительного искусства, но и «думать в ней», представлять как будут выглядеть комбинированные техники в рисовании, структуры в пастельных тонах и чему дать предпочтение. Необходимо правильно использовать кисть, перо или резец, и знать, какой след оставит инструмент. Изучение техник означает эксперимент и еще раз эксперимент. При игре с красками или инструментами дети естественным путем учатся ими пользоваться и выбирать, что им поможет в качественном самовыражении.
Воспитание детей с помощью художественного образования состоит из двух процессов, которые можно развивать от рождения до зрелого возраста. Первый процесс означает развитие сенсибилиционных способностей у ребенка в отношении к собственному восприятию, умение понимать его. Чувственные восприятия являются наиболее эффективным стимулом для развития саморефлекции, так как они позволяют наилучшим способом понять самого себя. Общение с природой также связано с чувственным восприятием, эммоциональной реакцией. Общение с людьми требует дополнительного терпения из-за различия в мышлении, в поведении или в творческом самовыражении. Второй процесс касается социальных вопросов, которые развиваются в размышлениях о роли человека в обществе и в ответственности каждого из нас за жизнь на земле. Речь идет об отношениях в семье, между людьми, о помощи слабым и больным, об охране окружающей среды и культурного наследия и т.д.
Такой подход в обучении принес новые методы, которые были основаны на убеждении что искусство или детская художественная работа не только вопрос эстетического воспитания. Прежде всего это коммуникация между художественным произведением и человеком, где мы должны уметь прочитать и почувствовать его содержимое. Поэтому автор в своем творчестве должен уметь передавать свои мысли и чувства. К вопросу об обучении выражения содержания в творческой работе мы снова искали методы :
- Проблемное мышление развивает интеллект, способность находить взаимосвязи и соединять их с ранее приобретенными знаниями. Это происходит при сравнении отдельных взглядов или с вариантами ответов на поставленные вопросы. Дети сами учатся задавать себе вопросы и отвечать на них, где необходимо эмпатическое отношение к окружающему миру.
- Расширение тематики связано с проблебным обучением и предполагает ссылки на искусство, психологию, естественные науки, экологию, технологию и т.д. Здесь не идет речь о научной иллюстрации, а о стимуле к поиску новых форм художественного самовыражения в необычных представлениях, основанных на фактических данных. Это процесс, в котором на импульс ученик отвечает творческим продвижением к новым реалиям в искусстве.
- Интерес к процессу отвлекает внимание от конечного результата: каким был ход урока, что ребенок открыл для себя, какой художественной техникой овладел, каким способом интерпретировал задание или до какой степени ученик сумел вдуматься в проблему. Результат работы является только документом процесса, который прошел во время урока.
- Свобода художественного выражения и применение таких процессов как чувственное восприятие, фантазия, ассоциативное мышление или преобразование действительности, где основной упор ставится на индивидуальности. Применение же средств выразительности для достижения бездушного результата в художественном воспитании непринимаемы.
- Творческое мышление во всех сферах жизни можно понимать как способность индивидуального мышления и самовыражения. Ее развитие стоит на основе экспериментирования и варьирования возможностей, использования альтернативного мышления и компонования. Поэтому она требует полной ликвидации пассивного пересказа или копирования оригиналов.
- Самым ценным методом является проектовое обучение, где главной теме посвящено много уроков, которые касаются смысла темы с различных точек зрения – создание проектовой методики взаимосвязано с тем что одно прикосновение к теме не позволяет раскрыть ее более глубоко.
Я указала здесь на основные методы, регулирующие художественное образование детей и подростков в школах искусств в Чехии. В настоящее время мы изучаем язык искусства в фотографии, которые приносят отличные результаты, индивидуальные учебные программы, в которых учитель сам устанавливает способы обучения в связи с особенностями характера ученика, а также большому значению восприятию реальности.
Я приношу свои извинения за краткость. Я понимаю что некоторые моменты необходимо было бы раскрыть более подробно. Надеюсь, что краткое изложение о художественном образовании в Чехии могло бы быть интересным для читателя.