Факультативное занятие по курсу «Здоровый образ жизни»

Методическая разработка, факультативное занятие по курсу «Здоровый образ жизни», была признана одной из лучших по итогам конкурса для учителей на лучшую методическую разработку воспитательного мероприятия, урока, факультатива и т.п. по безопасным агротехнологиям, здоровому образу жизни и питанию, занятиям на пришкольном участке, который проводится в рамках проекта «Школьный сад». Ее автор – Пучинская Татьяна Михайловна (ГУО «Чепуковская ясли-сад – средняя школа» Миорского района Витебской области). 

 

Факультативное занятие по курсу «Здоровый образ жизни»

 

Автор-разработчик: Пучинская Татьяна Михайловна, учитель начальных классов первой квалификационной категории ГУО «Чепуковская ясли-сад – средняя школа» Миорского района Витебской области. 

Аг .Чепуки, 2019

 

Тема: «Овощи и здоровье»

 

Цель: содействие формированию навыков здорового питания с использованием овощей, выращенных в местных условиях (в частности на пришкольном участке)

 

Задачи:

-создать условия для развития познавательных навыков учащихся;

-развивать критическое и творческое мышление;

-активизировать процесс обучения с помощью взаимодействия в группах;

-помочь установить взаимосвязь между продуктами питания и состоянием здоровья человека;

-пробудить у детей желание участвовать в работе по выращиванию овощей.

 

Оборудование:

-компьютер;

-корзина с овощами с  пришкольного участка;

-карточки с названиями рабочих групп («Капуста», «Картофель», «Огурец», «Свёкла»,  «Лук», «Морковь» и др. по желанию учителя и в соответствии с количеством детей в классе.);

-маленькие карточки с рисунками исследуемых овощей (по количеству детей в группе);

-на доске нарисован план школьного огорода;

-книги кулинарных рецептов, литература, энциклопедии про овощи.

 

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Всё ли у вас готово к уроку? Ручка есть? (Есть.) Тетрадь есть? (Есть.) Желание есть? (Есть.) Настроение бодрое? (Да.) Знания твёрдые? (Да.)

- Тогда в путь, к новым знаниям!

2. Сообщение целей и задач занятия.

-Такое бодрое начало должно подготовить вас к походу. Только не к настоящему, а заочному. И не в дальние страны, а всего лишь на пришкольный участок, который попросту называется …

Отгадайте, как. Выберите из ряда букв только буквы русского алфавита, и у вас получится слово:

vоsгоwрfоjд (огород)

- А теперь по такому же принципу отгадайте ещё 2 слова

оgвоzщlи (овощи)

dзfдоwрrоnвьqе (здоровье)

- Как связаны эти слова? Почему возле школы есть участок для выращивания овощей? Как овощи помогают быть здоровыми? Об этом мы поговорим на уроке. А ещё узнаем секреты богатого урожая.

 

3. Знакомство с пришкольным участком  с демонстрацией овощей, выращенных ребятами старших классов летом или просмотром презентации про школьный огород (выступление заведующего пришкольного участка, учителя биологии).

- Наш школьный огород появился 25 лет назад вместе с нашей школой. Был выделен большой надел земли из фондов колхоза «Октябрь». Большую часть занимал картофель. А ещё росли свёкла, капуста, фасоль, лук, морковь. Основную часть работ выполняли школьники на уроках сельскохозяйственного труда и во время летней трудовой практики.

Продукция поступала осенью в школьную  столовую и хватало её почти до конца учебного года. В настоящее время функции участка те же: обеспечение столовой витаминной продукцией.

Чепуковская ясли-сад – средняя школа считается одной из самых красивых  школ  района по благоустройству пришкольной территории. Одной из составных ее частей является  пришкольный  учебно-исследовательский  участок, состоящий  из сада ( площадь – 25 соток ) и огорода (площадь – 18 соток). Участок  делится на отделы: полевых, овощных, плодово-ягодных и цветочно-декоративных культур, коллекционный,  дендрологический, начальных классов. Почва на участке глинистая, требующая  постоянного внесения торфа и чернозема (плодородной  земли). С целью повышения  урожайности регулярно по плану осуществляется севооборот. На участке проводятся уроки сельскохозяйственного  труда, биологии, экспериментальная работа.

Одним из главных направлений работы на участке является обеспечение овощами школьной столовой для питания учащихся. На  территории  овощного  отдела  постоянно  выращиваются свекла, морковь, капуста, картофель. В 2019 год  выращено 150 кг свеклы, 60 кг моркови, 500 кг  капусты, 650 кг  картофеля. Для витаминизации  питания  собрано 40 кг  яблок  из  школьного  сада. Овощи  и фрукты  по  себестоимости поступили в школьную  столовую. Также было реализовано 300 кг капусты по цене  1  рубль за кг.

Учащиеся   начальных  классов вносят свой вклад  в работу  пришкольного участка, выполняя  задания в  отделе   начальных  классов. Дети ухаживают  за цветами  и кустарниками, выращивают  бархатцы, циннию, астры, календулу. Несколько лет учащиеся 2-3 классов участвовали  в проведении  опыта по сортоиспытанию фасоли. Это  имеет  практическое  значение – выращивание  после  проведения опыта   бобовых  культур.

Выполнение  школьниками  разных видов работ на пришкольном  участке формирует  практические навыки ухода за  растениями, способствует  развитию экологической грамотности,  развивает чувство ответственности.

- В этой корзине свежие овощи. Назовите их. (дети называют)

-А теперь я предлагаю поиграть.

Игра называется «Кот в мешке»

Учитель приносит мешок, в котором те же овощи. Нужно на ощупь определить, что там находится или найти определённые овощи. (Все овощи должны быть чистыми и сухими.)

 

4.Кроссворд про овощи.

Учитель:

-На огороде должен быть сторож для того, чтобы охранять урожай от воришек. Мы попадём на наш участок, если разгадаем кроссворд от нашего школьного сторожа.

 

По горизонтали:
1. Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели.
3. Растут на грядке зеленые ветки, а на них красные детки.
5. Над землей трава, под землей бордовая голова.
6. В землю врос красный нос, сверху лишь – зеленый хвост.
8. Летом – в огороде, свежие, зеленые. А зимою – в бочке, крепкие, соленые.
10. Хоть чернил он не видал, фиолетовым вдруг стал, и лоснится от похвал очень важный…
По вертикали:
2. Закопали в землю в мае и сто дней не вынимали, а копать под осень стали не одну нашли, а десять.
4. Зеленые, красные, желтые плоды, кто они такие, узнаешь их ты?
7. Этот овощ тыкве брат — тоже с виду толстоват. Лег под листик на бочок между грядок…
9. В огороде – желтый мяч, только не бежит он вскачь, он как полная луна, вкусные в нем семена.
11. Сто одежек и все без застежек

Ответы: 1. Лук; 2. Картошка; 3. Помидор; 4. Перец; 5. Свекла; 6. Морковь; 7. Кабачок; 8. Огурец; 9. Тыква; 10. Баклажан; 11. Капуста.

 

5. Мини-исследование овощей.

-Сегодня наш класс превратится в импровизированный пришкольный участок. Вы разойдётесь по своим группам-«грядкам» и займётесь исследованием  «Откуда пришёл на наш стол и какую пользу приносит …».

Ответ вашей группы будет строится по плану:

  1. История происхождения.

  2. Особенности выращивания.

  3. Как выглядит созревшее растение.

  4. Какую пользу для здоровья приносит.

  5. Это интересно.

(Для ответов на вопросы 1,2,4,5 дети пользуются карточками с текстами и дополнительной литературой. (Приложение 1.)  Для выполнения 3 задания нужно нарисовать овощи или описать их по картинкам.)

6. Выступления детей с рассказом о своём овоще.

Рисунок прикрепляют на план пришкольного участка.

7. Физкультминутка.

-Вот и вырос на нашем огороде урожай. Пора его собирать. Станьте в круг и повторяйте слова и движения. (Дети идут по кругу и выполняют движения в соответствии со словами стихотворения)

В огород пойдём, урожай соберём.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты –

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвём немножко

И вернёмся по дорожке.

8. Игра «Магазин овощей»

Считалкой выбираются продавец и покупатель. Остальные дети – овощи, у каждого – своё имя: чеснок, лук, картошка и т.д. Дети – овощи садятся в ряд. Происходит диалог продавца и покупателя.

- Кто там?

- Покупатель

- За чем пришёл?

- За свеклой!

«Свекла» убегает, а покупатель должен поймать. Если удалось поймать, то пойманный ребёнок становится покупателем. Продавец не меняется в течение всей игры.

9.Употребление овощей.

-Ребята купили в магазине овощей множество полезных продуктов. А теперь самая вкусная часть нашего занятия. Мы убедимся, что овощи вкусны и полезны. На выставке мы видим книги кулинарных рецептов. В каждой книге большая часть отведена блюдам из овощей. Это салаты, винегреты, супы, щи, борщи, рассольники. Овощи едят сырыми, варят, тушат, жарят, запекают, маринуют, солят. А из картофеля в настоящее время известно более 1000 блюд.

Овощи играют значительную роль в питании. Они являются источниками важнейших для человека витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Витамин С содержится  только в продуктах растительного происхождения

«Не вырастишь овощей - не сваришь и щей» - так говорят в народе.

10. Труд людей на земле.

-Прежде чем еда попадает на стол, люди всю весну, лето и осень работают на огороде.

-Какие работы нужно делать на огороде, чтобы получить богатый урожай? Можете ли вы чем-нибудь помочь взрослым? (Дети рассказывают о том, какую помощь они оказывают взрослым.)

-А на нашем школьном огороде? (Дети уже помогали лущить фасоль, проводили опыты по выращиванию бобовых культур.)

-Работники столовой всегда заботятся о вашем здоровье. Они приготовили небольшой сюрприз. Сегодня  вас ждут овощные угощения из продуктов с нашего участка, и вы сами сможете попробовать салаты и винегреты

11.Итог занятия.

-Спасибо за работу на занятии. Желаю вам всегда оставаться здоровыми и помнить о том, что здоровье – самое ценное, что есть у человека.  (Угощение можно совместить со школьным обедом, приготовив небольшие дополнительные порции 2-3 салатов. Эту работу могут помочь сделать родители учащихся.)

Урок заканчивается в школьной столовой.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Морковь

Люблю морковку! Вот она еще в комочках глины.
Лежит нарядна и сочна – сплошные витамины!
Я даже приучил щенка морковку грызть для роста.
Она и для снеговика необходима просто.
(В. Сабиров)

Мы с вами привыкли, что морковь – корнеплод обыкновенный, привычный, растущий на каждом огороде и используемый нами почти в каждом блюде как один из ингредиентов, то в древности к моркови относились намного уважительней за ту пользу, которая она несет здоровью. Римские женщины употребляли морковь, как мы сейчас едим конфеты, а древние греки лечили морковным соком любую болезнь и считали, что при помощи моркови можно быстрее влюбиться. В 14 веке ботвой моркови французские модницы украшали свои прически…И только намного позже весь мир оценил пользу для здоровья этого замечательного овоща.

Выбор места для грядки

Морковь следует размещать на хорошо освещенных участках. Выращивание в тени приведет к значительному снижению урожайности и ухудшению вкусовых качеств. Поэтому стоит выделить для моркови территорию, которая на протяжении всего дня находится под прямыми солнечными лучами.

Лучше всего, если морковь посадить на том месте, где росли помидоры, огурцы, лук, чеснок, картофель, капуста.

Сроки посева моркови

Опытные огородники знают, насколько важен правильный срок посева. От этого напрямую зависит урожайность корнеплодов, ведь время созревания разных сортов варьируется в значительных пределах. Кроме того, необходимо ориентироваться и на желаемые сроки сбора урожая.

Для получения ранней морковки  можно проводить сев сразу после того, как прогреется верхний слой грунта. Посев поздних сортов рекомендуется проводить после того, как установится стабильное тепло.

Оптимальная глубина заделки семян  от 2 до 3 см. Почва на грядке всегда должна быть рыхлой. Сочные, сладкие корнеплоды вырастают только у тех, кто не жалеет сил и времени на полив. Недостаток влаги – причина горечи и вялости моркови.

Состав и полезные свойства моркови

Мы все прекрасно знаем о благотворном действии моркови на зрение за счет содержащегося в ней витамина А. Учтите: лучшему усвоению этого витамина помогает растительное, сливочное масло, сливки либо сметана! Морковь помогает противостоять инфекциям и вирусам. Если вы хотите иметь красивую кожу, ногти и волосы, крепкие зубы, не и устойчивую к стрессам нервную систему, защититься от преждевременных морщин и раннего старения организма, ешьте морковь. Морковь полезна для сердца и сосудов.

Согласно мнению японских медиков, если постоянно употреблять морковь, человек продлит свою жизнь на целых 7 лет!

 

Картофель

Мы возьмем ведерки, да и в путь-дорожку,
Дружба нам поможет выкопать картошку
Картошка, картошечка, урожай богатый,
Вкусную картошку любят все ребята.
Эта скороспелка оттого вкусней,
Что пришлось ребятам повозиться с ней.
Лишь закат осенний озарит окошки,
Мы в золе горячей напечем картошки.
(3. Александрова)

 

История картофеля

Для многих из нас он составляет основу обеда, но появился тут лишь в XVII веке. В Европу он попал еще в XVI, благодаря испанцам, которые привезли это растение из государства инков. Использовать в пищу этот овощ стали не сразу. Картофель считали декоративным растением. Его высаживали на клумбах в парках, перед дворцами. Пробовали картофель и есть. Правда, во многих домах вельмож подавали блюда, приготовленные не из клубней, а из плодов картофеля. А они совсем не пригодны для еды, так как в них содержится яд – соланин. Только благодаря стараниям французского аптекаря и ботаника Пармантье европейцы стали употреблять в пищу клубни картофеля.

В России картофель появился во времена Петра I. Путешествуя по Голландии, монарх отправил мешок «земляных яблок» (так картофель называли в Европе) графу Шереметеву и велел распространять их у себя. Правда, распространялся картофель очень медленно. Крестьяне не знали, что это за овощ и не хотели его сажать. Многие использовали в пищу не клубни, а плоды. Избежать отравлений не удалось. Во многих областях России возникали «картофельные бунты». Только со временем люди убедились в питательности картофеля и стали величать его вторым хлебом. Уже в наши дни в Румынии возле города Георгени в поле воздвигли памятник картофелю. В Брюсселе находится музей картофеля, где для посетителей звучит музыкальная пьеса, написанная в честь этого овоща И. С. Бахом.

В мире существует более 10 тысяч сортов картофеля.

 

Выращивание картофеля

Лучшие предшественники для картофеля – бобовые, капуста, корнеплоды, тыквенные и огурцы. Вообще, если верить народным приметам, сажать картофель надо после того, как зацветет черемуха. Участок должен хорошо освещаться. После посадки поле несколько раз боронуют, потом окучивают. Перед уборкой ботву срезают и убирают с поля. Это голландский способ уборки.

 

Польза картофеля

Почему в нашем меню должно найтись место картофелю? Потому что этот овощ дает энергию. Сложные углеводы обеспечивают чувство сытости. Это прекрасное «топливо». Важно и то, что после употребления картофеля, его энергия будет освобождаться постепенно, и мы долго не будем чувствовать голод, продолжая работать без усталости. Больше всего энергии даст картофель, сваренный на пару или «в мундире».

Картофель считается эффективным обезболивающим. Компрессы из сырого натёртого овоща прикладывают к больному месту.

 

ЗАГАДКА
И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом…
(Картошка)

 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

У того картошка не родится, кто пахать ленится.

Капуста

История происхождения

В огороде пусто, если нет…

Правильно, капусты. Этот овощ известен людям с давних времен. Древние люди употребляли в пищу листья дикой капусты. А выращивать капусту стали около 7 тысяч лет назад, в Испании. Оттуда эта культура попала и в другие страны. На Руси капусту начали возделывать в XI веке. В народе этот овощ один из самых любимых. «Для чего и огород городить, коль капусту не садить», говорят в народе.

Польза капусты

Почему же люди так ценят капусту?

Потому что самый вкусный, очень вкусный лист капустный.

(А. Крылов)

Капуста не только вкусна, но и полезна. Еще знаменитый греческий математик Пифагор писал: «Капуста представляет собой овощ, который поддерживает бодрость и веселое спокойное настроение духа». В капусте содержится много витаминов, белков, сахаров и разных минеральных солей. Большая часть полезных веществ находится в кочерыжке.

В жаркий день и в день прохладный
Капуста хочет быть нарядной.
Стоит она на крупной ножке
В охапке держит все одежки. (Г. Гринев)

Выращивание

Самый распространенный сорт капусты – капуста белокочанная. В народе  её называют огородной барыней. Очень любит барыня вкусно покушать, вдоволь напиться и погреть свои бока на солнышке. Это двухлетнее растение. В северных районах, весной, когда на улице тепло, в грунт высаживают рассаду. В первый году капусты вырастает укороченный стебель, его называют кочерыгой, вокруг него образуются широкие листья – «сто одежек», – собранные в кочан. Кочан – это не плод капусты, в нем нет семян. Чтобы получить капустные семена, осенью вытаскивают капустную кочерыжку с корнем. Зимой ее хранят в прохладном месте, а весной высаживают в грунт. Из кочерыжки вырастают высокие стебли, на них появляются кисти желтых цветов. Осенью из цветов образуются плоды – стручки с мелкими круглыми семенами.

ЗАГАДКА
Одевался потеплей одноногий Пантелей.
Сто одежек натянул, ни одной не застегнул.
Он на ярмарку спешил, а в кармане пусто.
Пантелея малыши все зовут…
(Капуста)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Без капусты щи не густы.
Заяц – трус, а и тот на капусту охотится.
Не суйся к капусте, пока не припустят.

Капуста любит воду да хорошую погоду.

Для чего огород городить, коли капусты не садить?

Лук

Еще земля черна вокруг и солнцем не прогрета,
Но в огороде всходит лук – веселый вестник лета.
Когда, от сырости дрожа, он стрелки вверх потянет,
То на зеленого ежа похожа грядка станет.
(В. Сабиров)
 

История происхождения

Самый распространенный вид лука – лук-репчатый. Он выращивается почти во всех странах мира.

С древних времен люди употребляли в пищу дикорастущие виды лука. А около 6 тысяч лет назад в Индии и Китае его стали выращивать как огородное растение. У египтян лук пользовался всеобщей любовью. Лук почитали древние греки, они воспринимали лук как символ устройства Вселенной. На празднествах в честь бога Пана – защитника лесов и полей – его скульптурные изображения осыпались луком. В дни празднеств греки старались принести в храм самую большую головку лук. Древние римляне считали, что лук заряжает человека энергией и защищает от болезней.
В XII веке лук оказался и на Руси. 20 сентября крестьяне отмечали луков день. Лук несли на базар продавать. Кто лука много собрал и быстро продал, у того и доход хороший. Луков день – грустный праздник по двум причинам. Первая – он совпадал с окончанием бабьего лета, позади оставались теплые денечки. Вторая – девушкам и женщинам в этот день приходилось проливать много слез, обрабатывая лук.

Польза

Луковица состоит из нескольких слоев внутренних листьев. Именно там растение запасает питательные вещества. А их в луке очень много – и витаминов, и минеральных солей. Ученые установили, что по полезности лук стоит на третьем месте среди овощей, уступая лишь свекле и корню петрушки. Остроту луковице придают содержащиеся в ней эфирные масла. Они вызывают раздражение слизистой оболочки глаза, потому мы и плачем, когда режем лук.

В луке есть вещества, которые убивают вредные бактерии. Для того, чтобы не болеть простудными заболеваниями, нужно есть лук.

Выращивание

Основным критерием, когда сажать лук на головку является температура почвы. Лучше дождаться согревания почвы. Если посадить лук в холодную землю, образуется много стрелок, а репка будет маленькой и храниться такой урожай будет недолго.

Лук можно вырастить и у себя дома. Достаточно опустить луковицу в баночку с водой. Через несколько дней лук пустит корни, а вверх потянутся зеленые листочки. Есть горькие сорта лука, а есть сладкие. У разных сортов лука разная окраска луковицы: красная, фиолетовая, желтая, белая, розовая. В наши дни выращивают не только репчатый лук. Очень вкусны и полезны блюда, в которые добавляют лук-порей, лук-шалот, лук-батун, шнитт-лук.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Луковый урожай убирать поспешай.

Лук – от семи недуг.

 

Огурец

История происхождения

Рослые ребятки улеглись на грядке.

Все ребята молодцы и зовут их…

Конечно, огурцы.

Родиной этого растения считают Индию. Там дикие огурцы растут в тропических лесах, обвивая стволы деревьев, тянутся к солнышку. Употреблять эти овощи в пищу стали еще 5 тысяч лет назад. Изображения огурца встречаются на жертвенных столах древних египтян. В храме Дахирэль-Барс огурцы, окрашенные в зеленый цвет, изображены вместе с виноградом. В Греции во времена Гомера даже существовал город Сикион, что переводится как «город огурцов». Римский император Тиберий требовал, чтобы ему к обеду подавали свежие огурцы. На Руси огурцы появились примерно в IX веке и быстро завоевали популярность.

Слово огурец произошло от греческого «аугурус» – недозрелый. Огурцы и на самом деле употребляют в пищу неспелыми.

Выращивание

Ученые относят плод огурца к ягодам. Знаете, почему? Как и у других ягод, например сливы или малины, внутренняя часть вокруг семечек остается мягкой, сочной и не твердеет.

Огурцу ужасно зябко в предрассветные часы,

Легким зонтиком зеленым не укрыться от росы,

Он от холода дрожит, весь в пупырышках лежит.

(Б. Салимов)

Огурцы – выходцы из жарких тропиков. Неудивительно, что любят они теплый и влажный климат. Хороший урожай дают на плодородных, удобренных почвах.

Польза

Многие люди считают огурец вкусным, но малополезным. Что в нем ценного? Одна вода. Воды в нем и в самом деле около 96 процентов, зато много минеральных элементов. С древности огуречный сок зарекомендовал себя как косметическое средство. Он освежает кожу, делает более здоровым цвет лица. Толченые огуречные семена примешивали к пудре, растертый огурец применяли для разглаживания морщин. Ученые установили, что огуречный сок не только освежает кожу, но и очищает организм. В огурцах есть и вещества, улучшающие усвоение витаминов.

ЗАГАДКА

Как-то летом под кустом в огороде вырос дом.

Дом без окон, без дверей, полна горница людей.

Взяли мы его с земли и домой к нам принесли.

(Огурец)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Иван, Иван, вырывай бурьян.
Чтоб росла репка сладкая да крепкая,
Чтобы вырос огурец – длинноухий молодец.
Огуречик в кадке, а морковь – на грядке.

* * *

Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик —

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет!

 

Свёкла

История происхождения

Над землей – трава,

Под землей – алая голова.

Догадались? Это свекла. Сверху у нее большие темно-зеленые листья с красными прожилками, а внизу в земле растет корнеплод. Это овощ древний, знакомый людям уже более 4000 лет. Одни ученые родиной свеклы считают Византию, другие Вавилон. В саду вавилонского царя Мардук-аппал-Иддина две тысячи лет назад выращивали лиственную свеклу – мангольд. Ее широкие листья использовали для приготовления салатов. Только спустя столетия умельцы из восточных стран доказали, что «корешки» свеклы съедобны, и они сытнее и вкуснее, чем «вершки». Древние римляне считали свеклу символом ссор, но при этом они включали ее в число любимейших кушаний. Римский император Тиберий повелел, чтобы покоренные Римом древние германцы платили дань свеклой.

На огородах Руси свеклу стали выращивать примерно в X–XI веке, чуть позднее она распространилась в Европе.

Выращивание

Свеклу высевают на грядки в мае. Летом за свеклой нужно ухаживать, пропалывать, рыхлить грядки. «Пришла свекольница – девкам невольница» – говорили в народе. В старину за свеклой ухаживали в основном девушки и женщины.
Осенью свеклу вытаскивают из земли, обрезают листья, корнеплоды убирают в холодное место, где она может храниться до нового урожая.

В лежкости свекла ничуть не уступает таким стойким корнеплодам как брюква и редька.

Тетушка Фёкла,

Красная свёкла!

Ты салаты, винегреты

Украшаешь алым цветом.

(Т. Шорыгина)

Польза

Свекла – овощ полезный. Она богата минеральными солями, витаминами группы В, легкоусвояемыми углеводами. Красный цвет свекле придает особое красящее вещество – бетаин. Впервые бетаин был обнаружен именно в свекле. Он способствует усвоению белков, регулирует жировой обмен.
Особый сорт свеклы – сахарная. Сахар обнаружили в свекле в XVIII веке. Профессор московского университета Бингдейм написал научный труд о получении сахара из свеклы. Первый российский свеклосахарный завод был построен в 1800 году в селе Алябьево Тульской области.

Пословицы и поговорки

Красна свекла, хоть и в черной земле растет.

Без свеклы борща не ищи.

Свекла - красная девица, да с зеленою косицей, на столе она царица, для здоровья пригодится.

Без борща обед – не обед, а без свёклы борща нет.

 

 

Литература

Электронный ресурс: http://www.planetaskazok.ru/educat/rasskazhitedetyamobovoshchakheduk

 


Данная публикация была подготовлена при поддержке Европейского союза и Международного зеленого креста. Ответственность за содержание данной публикации несет общественная организация "Белорусский зелёный крест", и она ни в коей мере не отражает точку зрения Европейского союза и Международного зеленого креста.

Тэги: