КТО НАМ ПОМОЖЕТ? Вовлечение в деятельность семьи и общественности

Цели:

  • Заручиться местной поддержкой
  • Сформировать группу, ухаживающую за садом
  • Помогать и поддерживать интерес
  • Выбрать маркетинговые стратегии

Как может помочь общественность?


Ищите людей, которые подходят по одному из параметров: Богатство, Мудрость, Работа или Влияние

(Food Works Organization, 2004)


Школьные сады функционируют куда более успешно, если общественность заинтересована и вовлечена в работу. Стоит подумать о том, как заинтересовать людей с самого начала. Это сформирует отношения на основе взаимных обязанностей, поможет избежать ошибок и вызовет интерес к деятельности школы.

Будьте готовы к тому, что вам придется убеждать людей. Четко обозначьте свои принципы и цели, сделайте так, чтобы они были понятны с самого начала. Более того, люди должны понимать, какие конкретно преимущества даст закладка сада детям в целом: в физическом, образовательном и психологическом смыслах.

A. КТО И КАК

Ниже перечислены члены местного общества, которые могут быть непосредственно привлечены к работе в саду. Подумайте, кого из них вы можете обратиться за помощью? Какой вклад они смогут внести в общую работу?

Родители и другие члены семей будут заинтересованы в школьном саде, если они будут понимать, чем полезен сад для детей. Родители могут принимать участие в общем деле, работая волонтерами и тем самым помогая работе сада. Семьи могут покупать выращенные продукты. Также родители могут помогать детям с «домашней работай», ходить вместе с ними в сад, участвовать в дискуссиях, демонстрациях, ярмарках, праздниках или презентациях.

Можно работать дома. Например, если в школьном саду мало места, дети могут учиться садоводству в школе, но посадить свой собственный сад дома. Или они могут копировать школьный сад и посадить идентичный у себя дома.

Какой вклад могут внести отдельные волонтеры

Организовывать посадочные и уборочные дни

Построить сарай, забор, стенку.

Продемонстрировать садоводческие приемы, приготовление еды.

Предоставить транспорт, семена, инструменты, садовый инвентарь, рецепты.

Помогать готовить, копать, полоть, убирать урожай.

Расспросить детей о том, чем они занимаются в саду

Найдите время для того, что провести по саду максимальное количество семей. Пригласите родителей и детей прогуляться. Предоставьте им возможность высказать свое мнение насчет сада и внести предложения. Слушайте внимательно и старайтесь использовать их знания и опыт.

Совместные усилия


Меняя стереотипы

В Кении физическая работа приравнивается к наказанию. Но эта установка меняется, так как у нас в школе замечательный сад. Дети обожают его. Они кушают еду, которую сами выращивают, и выглядят значительно здоровее. Родители нас благодарят, так как видят результаты. Наша школа даже «знаменита» своим садом. А начальник районного отдела образования приводит к нам посетителей, чтобы они посмотрели на сад.

(A. Choday, personal communication, 2003)


Некоторые родители считают, что их дети не должны пачкаться. Такое отношение нужно менять постепенно. Необходимо придавать значение и наделять смыслом работу в саду, и только тогда появятся результаты. Работайте в саду сами, привлекайте внимание известных людей к вашему саду, сделайте сад «изюминкой» школы. В свою очередь детям должна нравиться физическая работа, и они должны гордиться тем, что работают.

Будьте готовы к тому, что некоторые родители не смогут участвовать в работе сада, так как они и так очень сильно загружены работой. Но вполне возможно, что они смогут внести небольшой вклад: принести рассаду или оказать помощь в приоретении навоза. В любом случае даже небольшой вклад – это участие.

Местное население. Если брать в целом ваше местное население, то очевидно, что люди знают не меньше вас об искусстве садоводства. И если вы оцените человеческие ресурсы по достоинству, то поймете, что есть столько вещей, которым можно поучиться. (Cederstrom, 2002)

  • Найдите хорошо ухоженные сады в округе школы и попросите садоводов о помощи. Вполне возможно, что они захотят провести детей по саду, продемонстрировать способы ухода или поделятся семенами, саженцами или рассадой.
  • Найдите выдающихся местных жителей, у которых есть сады или которые неплохо живут благодаря садоводству. Попросите их прийти и поговорить со школьниками или пригласите группу детей в их сад. Это поднимет престиж садоводства в глазах детей и их семей. А если это еще и бывшие ученики школы, то эффект будет ещё более значительным.
  • Договоритесь с молодежной организацией, например, со скаутами или спортивным клубом, посвятить день уборке сада. Наличие образовательного элемента в данном процессе и питание мотивирует волонтеров.

В Северной Мексике в школьный сад пригласили знающих садовников, чтобы они поделились опытом с детьми. В Бангладеш ухаживать за садом назначили жителя деревня, а за потраченное время она получала часть урожая.

(Cederstrom, 2002)


Также вы можете сотрудничать с другими группами местного населения, которые уже вовлечены в работу с садами. Например, в некоторых местах:

  • школы предоставляют часть участка школьного сада в обмен на помощь;
  • некоторые жители вашего населенного пункта выращивают птицу на школьной территории или ухаживают за грядками наряду с детьми;
  • женские клубы, занимающиеся выращиванием овощей, берут на себя роль учителей и показывают детям, что делать;
  • Школьный сад является продолжением сада сельскохозяйственного предприятия; предприятие предоставляет участок, а школа - менеджера и технического ассистента.

Мы надеемся, что местное население сможет узнать что-то новое о выращивании культур, органических подходах или выращивании продуктов на продажу. Если дети учатся садоводству еще и дома, то все от этого только выигрывают. Однако будьте бдительны и не допускайте никакого рода «поучений». Относитесь к местному населению как к источнику знаний и используйте местные практики, проверенные временем.

Школьный персонал

В наиболее успешных садах весь школьный персонал заинтересован в работе и помогает. Каждый может внести вклад в общее дело.

  • Учитель по домоводству может посоветовать насчет питания, гигиены питания, приготовления еды и ее хранения.
  • Учителя по географии могут дать совет насчет продаж, маркетинговой стратегии и ведению бухгалтерии.
  • Другие учителя могут непосредственно преподавать в саду. Сад является наблюдательным пунктом; особую ценность сад представляет для изучения физики, математики и биологии. Также сад вдохновляет на написание творческих работ.
  • Сторожей, дворников или школьных технических работников стоит вовлекать в работу с самого начала. Они хорошо знают школьную территорию, обладают практическими знаниями и всегда на месте.
  • Необходимо также проинформировать школьных поваров о нововведениях (см. ниже Служба школьного питания)

В тех местах, где наблюдается дефицит еды, персонал школы с удовольствием разделит обязанности и поучаствует в выращивании культур, чтобы затем получить какую-то долю. Также вы можете установить правила, например, тот кто участвует больше всех, получит большую долю выращенных продуктов.

Продукция местного производства

Фермеры, садовники и работники сельскохозяйственных предприятий, имеющие сады, будут рады дать совет, необходимую информацию, провести демонстрации сельскохозяйственных технологий, рассказать о маркетинговых стратегиях и о том, как правильно хранить урожай; возможно, они поделятся семенами или одолжат инструменты; или разрешат детям приходить и учиться. Если школьная служба питания покупает продукцию местного производства, свяжитесь с производителями и пригласите их на экскурсию по саду, а потом ждите ответного приглашения. Местные магазины или рынки могут предоставить паллеты для продажи продукции и рассказать о продажах и маркетинге. А местные производители будут с удовольствием продавать продукты из сада в виде закусок.

Служба школьного питания

Если в вашей школе придерживаются определенной программы школьного питания, то необходимо будет проконсультироваться со службой школьного питания, какие продукты нужно выращивать, чтобы удешевить рацион питания детей. Вполне возможно, что существуют государственные руководства по питанию или стандарты школьного питания, установленные Министерством образования или Министерством здравоохранения. Обратитесь к ним для получения консультации.

Можно согласовать со школьными поварами блюда, которые легко готовить, и о том, что нужно выращивать, чтобы удешевить школьное питание. Обычно школьные повара-это эксперты по вкусовым предпочтениям детей. Будьте готовы к тому, что могут возникнуть проблемы, когда вы попытаетесь изменить рацион питания. Если у поваров есть соответствующие сертификаты, то они могут провести мастер-классы по гигиене питания и приготовлению разнообразных блюд для детей и их родителей. Постарайтесь вовлечь их в любой возможный вид деятельности.

Другие общественные службы

Работники сельского хозяйства, преподаватели профессионально-технических училищ, фермерских школ или сотрудники природоохранительных органов могут предоставить техническую информацию и консультации, и, возможно, учебные курсы по конкретным темам. Попытайтесь установить контакт со службой здравоохранения, вы сможете получать консультации по вопросам здорового питания, потребностей детей, а также вам предоставят руководство по питанию. Ведь это в их интересах, чтобы дети были накормлены и здоровы! Местный совет или органы, отвечающие за водоснабжение, могут помочь вам построить колодец, провести водопровод, посоветовать, как лучше установить ирригационную систему и помочь со сбором дождевой воды.

Совместная работа всех секторов

Неправительственные организации, агентства по оказанию помощи, спонсоры, благотворительные организации, церковные группы

  • Специализированные неправительственные организации смогут помочь со спонсированием, поставкам; дать совет, предоставить необходимую информацию.
  • Индивидуальные спонсоры (например, местные фирмы) всегда рады помочь, если обратиться к ним ненавязчиво, объяснить суть проекта, а потом оставить положительные отзывы об их деятельности.

У местных благотворительных организаций и церковных групп достаточно большая целевая группа. Обратитесь к ним за волонтерской помощью или дотациями (например, банки для закаток, доски для знака «сад», опилки для дорожек). Также у них достаточно большой круг общения, и они смогут рассказать о школьном саде и тем самым укрепить сложившуюся репутацию школы.

СМИ и реклама подразумевает работу с местными газетами и радио. Также можно найти места для проведения различного рода собраний, где вы сможете размещать стенды и плакаты, например, учебный центры, местные больницы, рынок, кино. Подумайте, проводятся ли в вашем районе какие-нибудь мероприятия на регулярной основе (например, ярмарка знаний, спортивные мероприятия, выпускной), где вы сможете дать рекламу саду?


Рынок школьного сада
Суббота

 «В нашем регионе для начальных школ устраивается соревнование за лучший сад. Награждение проходит в выпускной день в одном из местных университетов. Дети поднимаются и забирают призы. Они одеты в свою лучшую одежду и очень взволнованы. Это большое событие для всех»

(C. Ssekyewa, personal communication, 2003)


Помощь общественности

Контакты с семьями и общественностью могут быть указаны в таблице ниже. Используйте технику мозгового штурма для того, чтобы понять, что вам может предложить сообщество.

Б. ГРУППА ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА УЧАСТОК

Какого рода группа может объединить людей с целью ухода за садом? Это зависит от местных коммуникаций, отношений школы с местным населением, предпочтений людей (например, работа в группах или индивидуальная работа), какие группы уже существуют (например, ассоциация родителей и преподавателей, педагогический совет, родительский комитет) и от того, насколько хорошо они работают, а также от личных предпочтений «лидера» сада.

Ниже представлены некоторые из возможностей объединения групп. Какая вам подходит больше всего?

Неформальные группы, в которых дети и «лидеры» сада поддерживают личные отношения с людьми, которые готовы помочь. Этот тип работы подходит для управляющих садом, которые любят общаться.

 Друзья сада - это группа, которая работает в саду на регулярной основе, ее приглашают на мероприятия сада, и она официально собирается раз или два раза в год.

  • Садоводческий клуб вовлекает в работу детей, учителей и волонтеров; собирается раз в неделю для обсуждения текущей работы и новостей.
  • Группа родителей детей из одного класса помогает с мероприятиями, которые проходят в классе.
  • Официальный комитет встречается раз или два раза в месяц; включает в себя родителей, детей, представителей школы, местного совета и службу школьного питания.
  • Рабочие связи с местными группами, например, с Школой юного фермера, молодежными, или фермерскими ассоциациями, или женским садоводческим клубом.

Как только вы заручились поддержкой местной общественности, необходимо поддерживать ее интерес к школьному саду. Помощники сада нуждаются в мотивации точно так же, как и ученики с учителями (и управляющие садом). (См. главу 12 с советами по мотивации).

В. А ВАШ САД ПРИВЛЕКАЕТ ВНИМАНИЕ?

Устройте небольшую пиар-кампанию- пусть ваш сад заметят. В данном случае это означает распространять информацию о садоводстве, здоровом питании среди населения, культивировать чувство гордости за свой сад и показывать, что школа заинтересована в развитии сада. Устроить пиар-кампанию для сада очень легко:

  • сад можно показать (в организованных экскурсиях и демонстрациях);
  • там растут различные культуры (которые при желании можно попробовать);
  • они вдохновляют на хорошее визуальное оформление (фотографии, рисунки, карты и планы);
  • процесс работы понятен как взрослым, так и детям. Не делайте громких обещаний насчет будущей работы, покажите, что вы делаете сейчас.

С кем нужно работать?

  • Семьи должны быть в курсе общего плана развития сада, текущих мероприятиях, производства и доходов.
  • Местное население должно видеть и слышать о том, что происходит в школе.
  • Необходимо информировать образовательную службу.
  • Спонсоры должны знать о «дальнейшей судьбе» своих подарков.

Не делайте всю работу сами! Дети и помощники могут выполнять часть работы. Например, дети могут помочь с рекламой сада.

Используйте опросник, чтобы решить, какие «стратегии по визуализации» можно использовать в вашем случае.

Индивидуальность сада

  • опросите детей придумать название сада и сделайте вывеску с его именем.
  • Выберите простой логотип для сада или даже устройте соревнование на лучший логотип. Пусть он будет везде: на плакатах, на повестке дня для собраний, на учебниках, на пакетах с едой и на писчей бумаге.
  • Убедитесь в том, что в саду нет заброшенных или неухоженных уголков.

Память о мероприятиях и выставках

  • Убедитесь в том, чтобы были сделаны фотографии или рисунки всех важных событий, проводимых в саду.
  • Выберите ученика, ответственного за размещение новых фотографий/плаката/новостей на тематику сада в школе или хорошо посещаемых местах.

С помощью волонтеров разместите плакат сада в школе или в другом общественном месте. Попросите местные газеты/радио освещать новости, касаемые сада и мероприятий, проводимых там (можно с картинками)

  • Отметьте уровень собранных средств на «денежном термометре»
  • Собирайте папку с документами по саду или ведите Ежегодник с историей сада. Его можно будет показывать посетителям, спонсорам, а также ученикам и персоналу школы.

Он может включать:

  • общую информацию о школе, детях и их рационе питания;
  • историю создания школьного сада: как он был основан и описание вклада местного населения.
  • какие культуры выращиваются в саду;
  • достигнутые успехи;
  • сочинения детей;
  • рисунки и фотографии.

Посетители

  • Приглашайте публику на какие-либо мероприятия, например, на демонстрацию приготовления блюд из продуктов из сада.
  • Вдохновляйте посетителей. Установите водонепроницаемую карту с направлениями, куда идти и календарь сада с мероприятиями и выращиваемыми культурами.
  • Пригласите выдающихся местных жителей посетить сад и дайте огласку этому событию.
  • Пригласите медсестер/врачей из местного медицинского учреждения, чтобы они рассказали, чем определенные продукты полезны для здоровья.

Контакты

  • Разошлите по домам образцы выращенных продуктов в специальной упаковке, подписанной детьми.
  • Попросите родителей внести небольшой вклад (семена? ведро? растения?) для того, чтобы они чувствовали свой вклад.
  • Поговорите с хорошими садовниками, проживающими недалеко от школы. Расскажите им про проект сада, пригласите посмотреть на сад и скажите, что вы были бы очень благодарны, если бы они могли помогать советами в течение года.
  • Попросите детей начать переписку с другими школами или увлеченными садовниками.

Помните, что ученики могут взять на себя значительную часть работы по рекламе

Каждый учится лучше всего, обучая другого. Например, ученики могут:

  • делить работу по саду с семьей и информировать родственников о текущих мероприятиях;
  • рисовать плакаты, готовить выставки и презентации;
  • вести записи о жизни сада (рисовать картины, делать фотографии, планы и карты);
  • делать указатели и обозначать части сада;
  • помогать с демонстрациями приготовления еды;
  • приглашать посетителей на организованные экскурсии;
  • следить за «денежным термометром»;
  • писать письма в школы или спонсорам об успехах сада.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

  • Устройте мозговой штурм и подумайте, кто вам может быть полезен. Кто будет заинтересован? Как они могут помочь? Составьте список и свяжитесь с данной целевой группой.
  • Подумайте над тем, какая группа, ухаживающая за садом, вам нужна и организуйте ее.
  • Проведите первое собрание с группой, ухаживающей за садом, обсудите значимость школьного сада, возможные цели, масштаб и размер. Тезисно зафиксируйте это на собрании и положите документ с принятыми решениями в папку с документами по саду.
  • Подумайте о возможных способах рекламы сада среди местного населения.
  • Для будущей справки исследуйте местные СМИ и посмотрите, что они публикуют.

Итоги:

  • Список возможных контактов и спонсоров
  • Группа, ухаживающая за садом
  • Идеи для повышения уровня осведомленности населения; записи встреч

СОВЕТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЛОДОТВОРНЫХ СОБРАНИЙ

  • Попросите людей о помощи при организации собрания.
  • Найдите удобное место (по возможности, в саду)
  • Встречайтесь регулярно, но не слишком часто.
  • Проводите небольшие собрания.
  • Приглашайте детей на собрания и давайте им участвовать.
  • Сидите в кругу.
  • Принесите доску или лекционный плакат, чтобы записывать идеи.
  • Организуйте небольшие перекусы (желательно угощать гостей продуктами из сада)
  • Повесьте на дисплей информацию о саде.
  • Записывайте все принимаемые решения. Прочитайте все пункты в конце собрания.
  • В конце собрания поблагодарите участников и договоритесь о следующей встрече.

Из книги "Закладка и уход за садом. Руководство для учителей и родителей"

Тэги: