ЧТО ТАКОЕ САД? Реализация проекта школьного сада

Цели

  • Подготовительный этап
  • Секреты успеха

3 необходимых навыка для ухода за школьным садом

«Вам необходимо знать только 3 вещи, чтобы успешно заботиться о школьном саде:

  1. Как контактировать с людьми,
  2. Как ухаживать за растениями, и
  3. К кому обратиться за помощью.” (Guy et al., 1996)

Уход за школьным садом подразумевает наличие не только знаний в области сельского хозяйства, но и также «умение работать с людьми» и наличие здравого смысла. Другие полезные качества, который вам понадобятся – это энтузиазм, организационные способности и талант убеждать. Вам будет нужно уметь планировать и управлять, находить ресурсы, получать помощь и поддержку, организовывать работу в саду и процесс обучения, мотивировать и вдохновлять людей успехами. Однако управляющие садом не должны делать всю работу сами. Они должны поддерживать связи с работниками и организовывать процесс до тех пор, пока сад не начнет «функционировать сам». Старшие школьники могут обучать младших, а управляющий садом должен контролировать процесс.

A. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Часто задаваемые вопросы.

1. Кто несет ответственность за функционирование сада?

Управляющий садом может быть и директор школы, и опытный учитель или опытный садовник. У него или нее должна быть небольшая команда, у которой есть свои обязанности, заинтересованность в общем деле, опыт, авторитет и нужные связи. В такую команду могут входить, например, директор школы, родители или другие члены общества, медицинский работник и дворник.

Также управляющему саду необходимо иметь заместителя, исполняющего его обязанности. Также неплохо было бы создать исполнительную команду из учеников старших классов, которые могли бы обходиться без присмотра.

2. Что нам понадобится?

Первоочередные потребности подробно описаны в 5 части. Что касается инструментов и инвентаря, семян и саженцев, то их стоимость не будет высокой.

Если вы начинаете с небольшого сада, то сможете купить их уже через несколько лет. Часто садовый инвентарь можно одолжить, а иногда вы можете использовать для рассады ваши собственные семена. Растения, адаптированные к местному климату, не только обойдутся дешевле, но и будут полезнее для здоровья. Благодаря органическим подходам можно сократить расходы на удобрения

На что вам придется потратиться, так это на прочный садовый сарай. Еще более важная статья расходов – это прокладка труб для полива и ограждения. Вы должны будете поливать посевы и защищать их от поедания животными. Вполне возможно, что вам удастся получить грант для этого вида инвестиций от благотворительных организаций, спонсоров или государственных организаций. Но помните, что насосы, трубы и заборы нуждаются в постоянном обслуживании. Если у вас нет регулярного финансирования, то сад должен приносить достаточное количество денег для покрытия затрат на свое содержание.

3. Какого размера будет ваш сад?

Ваш сад может быть каким угодно, начиная от коробки на подоконнике, заканчивая целым полем. Размер зависит от доступного пространства. Если школа не располагает подходящими участком, нужно ходатайствовать перед местными органами государственного управления о выделении земельного участка. Размер сада также зависит от ваших целей (подробное описание в 3 части). Если ваша главная цель- образование, то размер сада не имеет значения. Вполне достаточно посадить несколько растений для проведения экспериментальных наблюдений (например, для изучении прорастания семян). На одной грядке размером 1 м х 2м будет расти лишь символическое количество растений. Три или четыре грядки уже могут служить моделью огорода, созданного для демонстрационных целей. Однако вам понадобится большой участок, если вы хотите собирать большой урожай или проводить профессиональную сельскохозяйственную подготовку.

Какими бы не были ваши цели, у вас гораздо больше шансов на успех, если вы начинаете с небольшого сада. В любом случае вы всегда можете увеличить посевную площадь. Даже если у вас небольшой сад, то он будет функционировать успешно, если там будут расти разнообразные культуры.

4. Что выращивать?

Это зависит от ваших целей (см. главу 3). Основными проектами в данном руководстве являются: выращивание продуктов для потребления и выращивание продуктов на продажу. А если говорить в общем, то нужно выбрать культуры, адаптированные к местным условиям, которые достаточно легко выращивать. Выбранные вами культуры должны соответствовать местным пищевым традициям, быть легкими в приготовлении, обладать высокой пищевой ценностью, например. листовые овощи, картофель, лук, свекла, морковь, фасоль, огурцы, кабачки, дыни, арбузы и другие. В любом случае, дети тоже должны выбирать, что выращивать.

5. Кто будет работать в саду?

Дети будут выполнять большую часть работы. Им будут помогать волонтеры (родители, члены сообщества, ученики и бывшие ученики школы) и школьные садовники/дворники. Особенно это касается выполнения физически тяжелой работы (например, подготовка участка)

Важно отметить, что дети и ученики-это не рабочая сила. Им должно нравиться проводить время в саду и учиться там. Работа в саду не должна быть неприятной обязанностью или наказанием. Работая в саду, дети должны научиться брать на себя ответственность, принимать решения, планировать, организовывать работу, сотрудничать, оценивать и рассказывать об успехах. На классном часу детей должны подготовить к такого рода обязанностям.

6. Сколько времени будет занимать работа в саду?

Урок Идеально, если время урока и время, отведенное на уход за садом, совпадают. На уроках должно быть отведено время для обсуждения и объяснения, планирования и организации работы, постановки экспериментов и описании мероприятий и событий, проводимых в саду. Для ухода за небольшим садом и для получения необходимых знаний, классу нужно около часа времени на работу в саду и час времени на урок; также у ребят будет небольшое «домашнее задание».

Время, которое тратит учитель, зависит от размера сада. График управляющего садом также очень гибкий. Кроме организации работы в саду и уроков, помощи детям, управляющий садом может привлекать волонтеров, организовывать различные мероприятия в саду, связываться со спонсорами, искать поставщиков, организовывать экскурсии, вести бухгалтерию, писать отчеты и проводить собрания. Хороший управляющий садом будет делегировать обязанности ответственным ученикам и группе, ухаживающей за садом.

7. Что нам нужно знать?

Это зависит от ваших знаний и опыта. Если возможно, организуйте тренинг для директора, 2-3 учителей по основам управления садом, питания, органическим методам садоводства и проектного обучения в рамках учебной программы. Подумайте также об участии в подобном тренинге школьных поваров и технических работников. Тренинг может провести специалист из управления сельского хозяйства района, опытный родитель, имеющий сельскохозяйственное образование, агроном из местного сельскохозяйственного предприятия, опытный фермер, подготовленный учитель биологии.

Тот, кто прошел обучение, должен передать знания дальше – например, на неофициальных встречах. Это усиливает эффект обучения и способствует распространению информации.

8. Чья помощь нам понадобится?

  • Помощь от школы. Очень важно чтобы директор, учителя, другие сотрудники (например, технические работники, повара, секретариат), школьный совет, ассоциация родителей и учителей, а также руководящие органы были заинтересованы в работе.
  • Поддержка со стороны местного органа образования Поддержка со стороны местного органа образования очень желательна (однако, будьте готовы к тому, что она может появиться только после того, как вы заложили сад). Они могут помочь вам связаться со специальными фондами, организовать межшкольные соревнования, дать советы по управлению школьным садом, порекомендовать образовательные материалы, включить уроки в саду в школьную программу и обратиться к здравоохранительным и сельскохозяйственным органам с просьбой предоставить техническую поддержку. Они также могут проинформировать вас о каких-либо специальных правилах управления средствами или уходе за школьным участком. Постарайтесь убедить их организовать сеть школ с садами и облегчить обмен между ними (например, посещений, информационных бюллетеней).
  • Помощь сообщества Школьные сады очень заметны и привлекают внимание сообщества. Они просто расцветают, когда о них заботятся семьи и члены сообщества. В большинстве школ работают опытные садовники.
  • Помощь от учебных центров Учебные центры могут помогать с ресурсами (например, учебные материалы, информация о культурах) и организовывать встречи для школ с целью поделиться опытом.
  • Помощь от других служб Конечно, вам будет нужна хорошая техническая поддержка от управления сельского хозяйства района, фермерских школ, службы здравоохранения и т.д.

Информируйте всех заинтересованных лиц о том, что вы делаете и обращайтесь к ним за советом. Регулярно выносите школьный сад на повестку дня на школьных собраниях.

9. Как можно сформировать положительное отношение к саду у людей?

Поддержка зависит от отношения. В некоторых местах наблюдается длительная традиция садоводчества. Люди хотят, чтобы и их дети умели выращивать разнообразные цветы, овощи и фрукты. Если в вашей местности садоводство является привлекательным, вы легко сможете этого добиться.

Но зачастую садоводство рассматривается как тяжелая грязная работа, а не как образовательный процесс. Что еще хуже, часто школы даже обвиняются в снижении планки у детей и их ориентации на низкооплачиваемые садоводческие работы. Если сообщество так воспринимает сад, то вам необходимо будет изменить это отношение. В данном руководстве вы найдете много способов создания положительного имиджа сада, что включает: вовлечение семей в работу, фокусирование на образовании, формирование чувства гордости и приведение примеров, как сад может улучшить здоровье и благосостояние. Вашим главным преимуществом в данном процессе является то, что для детей процесс выращивания растений и приготовление по-настоящему вкусной еды будет волнительным и принесет внутреннее удовлетворение.

B. СЕКРЕТЫ УСПЕХА:

Поддержка и успех детей с ограниченными возможностями

Divina Misericordia -это школа для детей с ограниченными возможностями в Лиме( Перу). У школ есть свой сад, в котором растут салат, свекла, морковь и брокколи. Каждый внес свой вклад в закладку сада: директор, учителя, ученики и родители возвели сад с пустого места. Когда они начинали строительство там не было ничего, кроме песка и грязи. Они очистили пространство, привезли почву и установили ирригационную систему.

Директор школы Elvira Pacherres говорит, что дети очень трепетно относятся к саду. «Садоводство в настоящее время входит в расписание, и даже является терапией для этих детей. Оно показывает, как легко они могут вырастить продукты, если надо, а также прививает чувство ответственности. Зачастую такие дети далеки от домашнего хозяйства, а здесь они учатся работать сообща. Некоторые из них также ухаживают за небольшими садами дома». (FAO Telefood, 2004b)

Поддержка:

Школьный сад будет процветать, если заручиться поддержкой от:

  • местного образовательного органа;
  • директора;
  • всей школы;
  • родителей и всего населения деревни/поселка

Вовлеченность и связи

Вы получите помощь, если сможете:

  • заинтересовать местное сельско-хозяйствпенное предприятие и службы здравоохранения;
  • привлечь работников близлежащего сельско-хозяйственного предприятия в качестве экспертов, советников, помощников, наблюдателей;
  • разноообразить программу школьного питания;
  • создать группу, ухаживающую за садом, из заинтересованных, активных и готовых помочь людей;
  • поддерживать связь с другими школами, у которых тоже есть сады.

Устойчивость

Желательно:

  • начать с малого, а потом расширяться;
  • установить (и поддерживать) хорошую систему полива и ограждений;
  • изначально знать, на какие средства будет содержаться сад, или как сад самостоятельно сможет покрыть расходы на свое содержание
  • использовать органические подходы к обработке почвы;
  • выбирать для посадки адаптированные к местным условиям культуры;
  • выбирать культуры, которые соответствуют местным традициям и пищевым привычкам, обладают высокой пищевой ценностью, легки в выращивании и совпадают по графику роста с учебным годом;
  • удостовериться, что есть заместитель управляющего садом, который сможет его заменить в экстренном случае или во время болезни, а также опытные учителя и помощники, которым он передал знания.

Мотивация

Проект будет успешным, если вы:

  • поставите четкие цели, согласованные со всеми участниками;
  • выберите управляющего садом, который знает, как работать с людьми и растениями;
  • будете награждать и поощрять детей, учителей и помощников;
  • будете подчеркивать успехи и обратите внимание общественности и школы на школьный сад;
  • будете культировать чувства гордости, значимости, достижения и удовольствия.

Образовательная значимость

Постарайтесь:

  • узнать об отношении к саду общественности, , в семьях и у детей, а также подчеркнуть значимость их участия;
  • относиться к саду как к учебному опыту и инструменту;
  • вовлечь учеников в планирование, принятие решений и организацию процесса;
  • сочетать работу в саду и в классе;
  • внести работу в саду в школьное расписание;
  • поощрять наблюдения ребят, эксперименты и ведение записей.

Техническая и преподавательская помощь

Максимально старайтесь:

  • получить доступ к информации и хорошей технической поддержке;
  • пройти обучение органическим подходам в садоводстве и управлению садом;
  • найти/сделать подходящие материалы для использования в классе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • Узнайте мнение директора насчет закладки школьного сада;
  • Определите «лидера» сада;
  • Узнайте, как институты образования, службы здравоохранения, сельскохозяйственные службы и местный совет смогут поддерживать развитие школьного сада и каковы их возможности финансирования сада.
  • Узнайте о возможностях подготовки школьного персонала.
  • Начните неформальные обсуждения возможности закладки школьного сада с персоналом школы, родителями, общественностью и службой школьного питания. Запишите идеи, а также ваши чувства и страхи насчет закладки школьного сада. Не ставьте конкретной цели – оставьте данный вопрос открытым.
  • Спросите мнение детей! Узнайте, что они думают о садах, садоводстве и о еде из сада.

Итоги: Идеи для школьного сада, заметки о возможных проблемах, рисках и отношение общественности.

СОВЕТЫ И ИДЕИ

  • Попросите талантливых учеников копировать плакат «Растите вместе с садом», который находится ниже. Используйте его согласно вашей текущей ситуации.
  • Сделайте фотографии всевозможным садов.
  • Посетите домашние сады в округе для вдохновения и новых идей.
  • Свяжитесь с другими школами, где есть сады.
  •  Начните собирать документы, связанные со школьным садом.

Плакат иллюстрирует более широкую концепцию понятия сад;

Расти вместе с садом

Из книги "Закладка и уход за садом. Руководство для учителей и родителей"

Тэги: