Учителя сельских школ приняли участие в тренинге по ремеслу

На два дня, 17 и 18 января, образовательный центр Белорусского зеленого креста в очередной раз стал мастерской для учителей сельских школ: под руководством художника-реставратора Анны Альбертовны Выгонной они осваивали ремесленные техники с использованием наследия известного белорусского художника и образцов народного декоративно-прикладного творчества.

Тренинг, который получил название «Создание образов «Райского сада» по мотивам «дываноў» Язепа Дроздовича», стал вторым по счету образовательным мероприятием практической направленности и проводился в рамках одной из программ, которые разрабатываются экспертами проекта «Школьный сад» и апробируются с участием педагогов сельских школ. Напомним, что первым из них был воркшоп «Сельский туризм через школьный сад», который стал частью программы «Агротуризм». 

В январском тренинге по ремеслу приняли участие представители нескольких школ Витебской, Гомельской и Минской областей. Среди них были преподаватели по искусству, учителя рисования и трудового обучения, и даже директора – приглашались все, кому интересна эта тема и кто готов передать эти знания ученикам в своих школах.

Проводила тренинг эксперт проекта, художник-реставратор Анна Альбертовна Выгонная. Помогали ей художник Ольга Сергеевна Сухоницкая, основатель и руководитель мозырской творческой студии «Колесо», и Евгения Николаевна Юношева, волонтер Белорусского зеленого креста, которая занимается изучением вопросов культурного наследия.

Встреча началась с теоретической части, во время которой Анна Альбертовна обозначила задачу тренинга: показать, как сегодня мы можем использовать наследие, доставшееся нам от предков. Ведь часто случается, что вещи, принесенные учителями и школьниками из обычных сельских домов и хранящиеся в школьных музейных комнатах, воспринимаются нами как нечто красивое, но утерявшее смысл и значение в современном мире. Большая часть экспонатов в этих школьных собраниях – ремесленные изделия: деревянные и металлические орудия сельскохозяйственного труда, домотканые постилки и рушники, вышитые крестиком или гладью.

Как образы и узоры, изображенные на предметах старины, вписать в современные пространства интерьера и экстерьера школы или жилого дома? Как добиться гармоничного синтеза народного и профессионального искусства? Какие современные материалы для творчества лучше всего использовать для этих целей?  Как в доступной форме передать некоторые из этих навыков учащимся сельских школ? В течение двух дней сельские учителя искали ответы на все эти вопросы и параллельно осваивали ремесленную технику перенесения рисунка на бумагу и ткань с помощью трафаретов.

Первый день тренинга был посвящен знакомству с творческим наследием Язепа Дроздовича, белорусского художника, декоратора, исследователя, писателя, этнографа, учителя, большая часть творчества которого связана с Витебщиной. Главный хранитель фондов Браславского районного объединения музеев Анна Хасениевна Базаревич, которая также была приглашена на тренинг, рассказала о жизни и творчестве Язепа Дроздовича.

Участники тренинга узнали, что самой популярной частью наследия художника являются рисованные настенные ковры – «дываны», или «маляванкі». Он писал их не столько ради заработка, сколько «ради развития в народе эстетического вкуса». И каждая хозяйка в тех местах, где путешествовал мастер, мечтала иметь «малярство дядьки Язепа». «Дываны» Язепа Дроздовича – уникальный пример гармоничного синтеза народного и профессионального искусства. Он рисовал их на самотканом черном полотне, а самыми любимыми его мотивами были лунные пейзажи.

Именно такой «дыван» стал объектом освоения и изучения во время практической части первого дня тренинга. Сначала участники внимательно рассмотрели изображение на ковре: нарисованный на черном домотканом полотне лунный пейзаж в обрамлении цветочных букетов. «Обратите внимание, что пейзаж почти монохромный: мерцающий белый с минимальным вкраплением розового. Но несмотря на этот цветовой минимализм, краски начинают звучать, когда мы смотрим на этот ковер. Именно это мы попытаемся понять и освоить сегодня, ведь всем нам сегодня так не хватает этой цветовой сдержанности и гармоничности», – пояснила Анна Альбертовна. Продолжая рассматривать изображение, участники тренинга поняли, что цветочный узор сделан при помощи трафарета, нескольких штампов из среза деревянной палочки разного сечения и минимальной прорисовки кистью. Участники разделились на несколько групп, и задачей каждой из них было за время занятия сделать трафарет, повторяющий один из фрагментов цветочного обрамления, а затем воспроизвести рисунок акриловой краской на темной бумаге. Осваивали различные инструменты и приемы, вспоминали правила композиции и цветопередачи, учились работать в команде.

Вечером вместе с бардом, этнографом, фольклористом Алексеем Эдуардовичем Галичем говорили о богатстве песенного фольклорного наследия Витебщины и разучивали календарно-обрядовые песни зимнего цикла. 

Утром следующего дня участники тренинга смогли оценить результаты совместной работы, проделанной накануне, и даже те из них, кто поначалу сомневался в своих способностях, остались довольны полученными результатами. Конечно, не у всех работы получились идеальными, но их авторы поняли, что даже не имея специального художественного образования, можно своими руками создавать то, что будет выглядеть привлекательно. Главное – соблюдать сдержанность в оттенках, стараться подбирать гармоничные сочетания цветов, отдавать предпочтение простым линиям и формам.

Задание второго дня тренинга было немного сложнее: учились наносить рисунок на ткань с использованием уже нескольких трафаретов и большего количества цветов. В качестве образца для узора была взята вышивка на рушнике середины 20 века, хранящемся в одном из музеев Гомельской области. «Вышивка с изображением стилизованного букета цветов сначала кажется простой, но при более внимательном рассмотрении становится понятно, что создать такой рисунок под силу далеко не каждому современному человеку. А ведь еще недавно таким уровнем мастерства владели почти все женщины, живущие в деревнях – наши бабушки и прабабушки», – заметила Анна Альбертовна. Участники занятия «раскладывали» букет на несколько трафаретов под разные цвета и с помощью акриловой краски переносили рисунок на льняную заготовку для будущей сумки, которую каждый из них дошьет уже дома. В результате участники мастер-класса станут обладателями практичной красивой вещи, изображение на которой родилось из вышивки на рушнике…

Таким образом, за два дня участники тренинга убедились, что даже те, кто никогда раньше не занимался ремеслом, вполне может освоить эту технику и обучить ей школьников. Вдохновленные результатами, педагоги делились идеями, планировали, где смогут применить полученные знания и умения. Кто-то задумал использовать эту технику для декорирования элементов пришкольного участка или своего приусадебного участка, кто-то – для изготовления сувениров совместно со школьниками. Но главное, они усвоили, что доставшееся нам от предков богатое наследие мы вполне можем использовать в нашей повседневной жизни, в том числе для современных форм ремесла.

Участники тренинга увезли с собой не только новые знания, умения и сделанные своими руками образцы ремесленного творчества, но и подарки в виде наборов художественных материалов – с их помощью они смогут организовать практические занятия для учеников в своих школах и продолжить освоение ремесленных техник с использованием элементов своего местного наследия. Надеемся, очень скоро мы увидим результаты этой работы. 

Смотреть фото

Смотреть видеорепортаж


Данная публикация была подготовлена при поддержке Европейского союза и Международного зеленого креста. Ответственность за содержание данной публикации несет общественная организация "Белорусский зелёный крест", и она ни в коей мере не отражает точку зрения Европейского союза и Международного зеленого креста.

 

 

Тэги: