Методические рекомендации по реализации обучающей программы для молодёжи «Психологические аспекты предпринимательской деятельности»

Методические рекомендации
по реализации обучающей программы для молодёжи
«Психологические аспекты предпринимательской деятельности»

Автор-составитель: Понятовская-Замышляева Д.Н., психолог, эксперт-консультант по работе с подростками и их семьями.

Введение

Данное руководство разработано в рамках проекта рамках проекта международной технической помощи «EU4Youth: «Школьный сад» для развития сельскохозяйственного предпринимательства», финансируемого Европейским союзом и софинансируемого Международным зеленым крестом. Проект направлен на создание сети учебно-производственных инкубаторов для развития современного сельскохозяйственного предпринимательства, профессионального и социального роста молодежи в небогатых и нуждающихся сельских населенных пунктах.

Руководство предназначено для школьных учителей, тренеров производственных инкубаторов «Школьный сад», старших школьников, сельской молодежи и всех интересующихся данной тематикой.

Руководство состоит из модулей, которые разбиты на разделы. Раздел содержит основные темы, необходимые для усвоения модуля в целом. Каждая тема включает в себя теоретические выкладки, методические рекомендации по проведению тренинга данной тематики, приложения и список дополнительных источников информации.

 

Пояснительная записка

Общественная организация «Белорусский зелёный крест» в рамках проекта «Школьный сад» создала оптимальные условия для развития и реализации предпринимательского потенциала молодых людей в условиях сельской местности Чернобыльской зоны  через оказание помощи и поддержки в создании пилотных хозяйств под названием «Школьный сад», на базе которых школьники от 14-ти лет и старше накопили опыт не только по созданию и реализации сельскохозяйственной  продукции, выращенной и созданной с помощью объединения в школьные сельскохозяйственные сообщества, её реализации, но и получения соответствующих профессиональных знаний ведения собственного бизнеса и заявления себя как юных предпринимателей в сельскохозяйственной деятельности.

Реализация обучающей программы повысит уровень подготовленности молодых людей к самостоятельной независимой жизни, позволит быть более уверенными в себе и в своём выборе остаться жить на своей малой родине, в селе, чтобы вести предпринимательскую деятельность, обеспечивающую не только базовые жизненные потребности, но и помогающую реализовать личностный потенциал, укрепит жизненные позиции, заменит потребительское отношение к земле на экологическое сознание, послужит развитию личной и социальной эффективности.

В результате прохождения обучающей программы участники будут обладать следующими навыками:

- определять свои способности и их сферу приложения в условиях сельского предпринимательства;

- различать предпринимательство как профессию, жизненное призвание и стиль жизни;

- обладать навыками личной репрезентации и представления собственной продукции на рынке бизнеса сельскохозяйственной продукции и услуг;

- отличать фантазии от мечты, преобразовывать мечты в цели, правильно формулировать цели;

- обладать навыками тайм-менеджмента: использовать различные методы планирования, для эффективного достижения поставленных целей;

- обладать осознанным отношениям к деньгам как к энергии, позволяющей реализовывать жизненные цели, личные амбиции, создавать жизненные блага и ценности и улучшать качество жизни на селе;

- умение создавать команду единомышленников и развивать лидерские качества;

- обладать навыками конструктивного межличностного взаимодействия и разрешения конфликтных ситуаций, умением вести переговоры и находить компромиссы;

- проводить рефлексию собственных эффективных и непродуктивных стратегий взаимодействия в команде;

- развить способность обращаться в кризисных ситуациях к собственным внутренним ресурсам и ресурсам партнёров и команды;

- видеть перспективы жизни в сельской местности, воспринимать жизнь как творчество.

Для более глубокого понимания и усвоения программного материала данной обучающей программы рекомендуется использование тренингов и свободной деловой игры. Занятия по данной программе не должны носить характер навязывания, стандартного режима школьных уроков. Приветствуется творческий подход педагогов и тренеров к проведению встреч по заданной тематике.

 

Программа обучающего курса «Предпринимательство и лидерство. Психологические аспекты предпринимательской деятельности»

Задачи:

- формировать представление о предпринимательской деятельности на селе;

- выявлять круг интересов возможной предпринимательской направленности;

- стимулировать стремление к самоактуализации, познанию себя и способности к рефлексии в совместной деятельности;

- снять барьеры в вопросе самопрезентации и достижения успехов; формировать мотивацию самореализации и достижения;

- формировать навыки постановки целей и задач, управления временем и проектами; определять пути достижения целей;

- формировать навыки лидера и умения работать в коллективе;

- приобретать опыт принятия групповых решений и управления командой;

- формировать умения вести переговоры, преодолевать кризисы, находить компромиссы в совместной работе.

 

 Используемые методы и технологии:

- групповая дискуссия;

- проективная деловая игра;

- интерактивная игра;

- большая психологическая игра (БПИ);

- визуальные проективные методики;

- арт-терапевтические техники;

- направленная визуализация;

- групповой тренинг.

 

Необходимые материалы:

Бумага для письма и рисования. Краски, карандаши простые и цветные. Кисти для клея и рисования, клей, ножницы.  Скотч, разноцветные стикеры, журналы с картинками. Музыкальные инструменты. Музыка.

Программа рассчитана на 6 встреч (по 6 учебных часов с перерывами на обед и кофе-паузами). В течение недели желательно проводить по 1 встречи. Занятия можно проводить за столами, но лучше работу проводить в круге, сидя на стульях. В помещении обязательно должны быть столы для работы. Рекомендуемое количество участников группы 8-12 человек. Возраст участников: от 14 лет и старше.

Программа может быть использована в индивидуальном консультировании по вопросам профориентации и профессионального самоопределения.

 

Программа курса включает 6 обучающих модулей по темам:

  1. Искусство быть предпринимателем.

Психологические аспекты предпринимательской деятельности. Предприниматель как профессия, дело жизни, стиль жизни. Основные качества предпринимателя. Формулирование представление о жизнедеятельности и продукте труда предпринимателя. Актуализация индивидуальных черт, присущих предпринимателю и представлений о возможной собственной предпринимательской деятельности. Философия преуспевающего и стратегия неудачника: осознание собственного понимания успеха. Навыки самопрезентации.

  1. О деньгах с секретом.

Денежное сознание: я и деньги. Бедность, богатство и сила. Правила обращения с деньгами. Наиболее распространённые ошибки в обращении с деньгами. Законы мира денег. Принципы инвестирования. Чем отличается «дело» от «бизнеса».

  1. «Невозможное» становится возможным или умение ставить цели.

Целеполагание и управление проектами. Формулирование цели так, чтобы она имела словесное выражение без отрицания (для эффективности), в настоящем времени, с учетом этических моментов (принцип «не навреди»). Умения разделять фантазии и мечты, преобразование мечты в цели. Правила постановки целей и распределения задач. Управление проектами и способы планирования.

  1.  Время как жизненный ресурс.

Тайм-менеджмент. Осознание собственного отношения ко времени, своего положения во временном пространстве. Понимание ценности времени. Влияние взаимоотношений со временем на эмоциональное, духовное, физическое благополучие, успешность в жизни. Ориентация на необходимость и важность жить в настоящем. Умение структурировать собственное время.

  1. Создание команды: у каждого свой дар.

Формирование команды и системное мышление. Развитие интуитивного чувствования друг друга в команде. Тренинг слаженных командных действий. Тренинг распределение ролей и обязанностей. Согласование своей способности, намерения и роли.  Умение давать понятные и ясные инструкции (тренинг лидерских качеств). Виды и стили лидерства. Взаимная поддержка и эффективная коммуникация в команде.

  1. Конфликты. Переговоры. Партнёрство.

Тренинг преодоления конфликтов: способы разрешения. Тренинг невербальной коммуникации. Способность слушать, вести беседу, выражать благодарность, просить прощения, просить о помощи. Умение склонять остальных на свою сторону, умение избегать влияний и манипуляций. Умение реагировать на гнев, выражать гнев, избегать втягивания в воронку чужих эмоций. Умение выносить критические замечания и принимать последствия. Умение находить выход из нестандартных ситуаций. Умение быть согласованным с другими.

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Занятие 1 «Искусство быть предпринимателем»

Занятие 2 «О деньгах с секретом»

Занятие 3 «Невозможное» становится возможным или умение ставить цели»

Занятие 4 «Время, как жизненный ресурс»

Занятие 5 «Создание команды: у каждого свой дар»

Занятие 6 «Конфликты. Переговоры. Партнёрство»

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


Данная публикация была подготовлена при поддержке Европейского союза и Международного зеленого креста. Ответственность за содержание данной публикации несет общественная организация "Белорусский зелёный крест", и она ни в коей мере не отражает точку зрения Европейского союза и Международного зеленого креста.

Тэги: