Расширение возможностей художественного выражения через освоение многообразия изобразительных форм

Юрий Федорович ПЕТРУШКИН (Донецк)

Заслуженный художник Украины, доцент,старший преподаватель кафедры Национального Университета


 

 

Судьба представила мне возможность учиться у прекрасных мудрых учителей Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.

Благодарю своды прекрасного здания академии художеств, коридоры, мастерские, аудитории, где ходил, учился, думал, бродил и впитывал дух великой культуры, дух художников, оставленные нам в наследство многих поколений.

Михаилу Таранову - декану графического факультета, сильному художнику, который отличался строгостью к себе и студентам, большой ответственностью к своей профессии и внутренней добротой. Большой любитель греческого эпоса, поэзии.

Алексею Пахомову, за мудрость видеть в своих студентах художников, за способность сохранять внутренний мир каждого, самобытность, за терпение и раскрытие таланта студентов.

Василию Звонцову - прекрасному, тонкому художнику, почитателю поэзии А.С.Пушкина, произведений Рембрандта и японских художников. Чародею- рассказчику, который научил нас видеть и тонко воспринимать окружающий мир, отношения, настроение природы, за любовь к офорту.

Владимиру Ветрогонскому, мастеру и прекрасному художнику литографии. За практику в Череповце - города металлургов, где мы с восторгом смотрели, писали и рисовали в мартене людей, разлив стали, в доменных печах- разлив чугуна, в огне и дыме.

Николаю Ламакину - живописцу, рисовальщику, который привил нам видеть и рисовать по связям, мыслить, думать, рисовать без помощи карандаша, представляя работу завершенную.

Каждая линия должна быть направлена на выявление характера человека или обнаженной натуры.

Александру Трошичеву - тонкому живописцу, умел видеть, чувствовать окружающую среду во взаимосвязи предметов друг с другом, фигуру человека в среде которой она находится.

Вадиму Смирнову - художнику и большому мастеру ксилографии и обрезной гравюры.

Расширение возможностей художественного выражения через освоение многообразия изобразительных форм

Этот небольшой труд  поможет быстрее овладеть сложным искусством, сильнее и свободно переходить от реалистического восприятия натурык к стилизации формы.

С позиции изобразительного искусства, главной особенностью прикладной графики является однотипный рисунок, выполненный на бумаге карандашом, пером, кистью или другим материалом, полиграфическим способом на бумаге (эстамп).

Графика, где цвет не имеет самостоятельного звучания.

Прикладная графика, проект, план, рисунок, вид деятельности, связаны с проектированием гармонично целостного предметно - пространственного восприятия - разновидность художественно - проектной деятельности, которая соединяет экономичность и красоту.

Художественно - проектная деятельность и графика, цель визуализации информации предназначенной для массового расширения с помощью полиграфии, кино, телевидения, а также использования графических элементов для промышленных целей.

«Основная роль декоративно- прикладного искусства, графического дизайна идентификационное определение предмета и его принадлежности (вывеска гостиницы, знамена, щиты, масонская символика установок)».

Ригард Холлис

Вторая функция - информативно- декоративные отражения и направления масштаба и расположение предметов относительно друг друга (карты, диаграммы, указатели).

Третья функция – презентация и продвижение продукта (плакаты, рекламы, объявления), когда подчинено двум целям: привлечь внимание и сделать  текстовое сообщение легко запоминающимся.

Стилизация – первичный вид эстетично-технического творчества, связанный с близким ему декоративно-прикладным искусством.

До стимуляции форм середины ХХ - столетия сложилось негативное отношение, которое часто проявляется и сегодня. Однако истинное искусство, прекрасные работы пользуются особым спросом. Как бы не трактовались мотивы природы графично, реалистично или стилизовано символично, задача художника никогда не сводится к простому украшению и декорированию предметов, мебели, ткани, помещения, исполнения плаката или упаковки.

Каждая композиция несет в себе переживания художника и результат его творческого поиска.

Тема стилизации занимает одно из основных ключевых мест, поскольку в ней четко проявляются композиционные принципы системной организации материала.

Студентам необходимо глубоко освоить принципы стилизации, что позволяет легко решать художественные задачи – выход из стереотипа формы за счет логического « препарирования» и расчленения на составляющие части.

Начальный творческий процесс может основываться на выполнении основной части задания, на трансформацию основных структурных элементов выходного понятия (например, для дерева – корневая система, корона, ствол). Возможность переключать видение на особую форму, где художник видит ее в другом ключе, используя новые формы отбора и максимум выражения. Ничего лишнего не должно мешать целевому направлению задуманного.

Современная прикладная графика – динамичная развивающаяся область профессиональной деятельности, к которой неизменно растет интерес молодежи из года в год.

В зависимости от объекта различаются следующие виды прикладной графики: книжная и газетно-журнальная графика, рекламная графика и плакат; промышленная графика (товарные знаки, упаковка); системы визуальной коммуникации, анимационная и телевизионная графика; супер графика (крупномасштабные графические элементы городской среды и др.).

Основными средствами являются: шрифты, знаки, символы, которые могут быть, как стандартизованы, так и индивидуально формируемые художником-графиком.

К проектированию относятся: промышленная (прикладная) графика; конструирование упаковки широкого спектра изделий, оформление издания и среды.

К основному принципу можно отнести последовательную, постадийную разработку проекта от стадии эскиза до оригинала - макета.

Очень своеобразным жанром прикладной графики, имеющую большую историю и традицию, является искусство книжного знака. Книжный знак – графическое произведение малого размера, отпечатанного в виде ярлыка. Книжный знак наклеивается на внутреннюю сторону переплета и обозначает, в какую библиотеку входит, кому принадлежит данная книга. Книжный знак часто печатается с авторской печатной формы и отлично вяжется с обликом книги.

Рисунок на книжном знаке отражает профессию, склонность и вкусы владельца книги или указывает характер, направленность библиотеки. Эти черты выражают в форме символа или иносказания, на книжном знаке имеется надпись «ExLibris» (в переводе с латинского (из книг)), фамилия, имя, инициалы владельца.

Собиранием библиотек стало повсеместным явлением, книжный знак, как искусство высокой культуры, должен получить широкое распространение.

Примеры – 3 экслибриса.

История прикладной графики.

История ведет в глубину веков. Символы вырезаны на камне гробниц египетских царей, приблизительно до 3200 г. до н.э. Каменотесы, изготовлявшие блоки, метили их, а потом доставляли их на строительство.

Гончары Древней Греции вырезали имена или инициалы на своих работах. Каждый ремесленник в Египте, Месопотамии имел свою эмблему или торговую марку. В Помпее были настенные надписи, которые указывали, что продается в том или ином доме.

В Европе товарный знак появляется до 1200 г. Пекарей хлеба связывали ставить клеймо на свою продукцию. С 1373 года клеймо ставили уже на бутылки, и в конце средних веков товарные знаки использовались по всей Европе.

В Европе в ХIII – XIX столетии реклама получила широкое развитие. В Англии в 1875 г. был принят закон про регистрацию товарных знаков, который обеспечивал автору монополии права на него. Также была принята постановление публиковать образцы знаков, чтобы можно было проверить оригинал.

Стали появляться в книжном деле экслибрисы, которые указывали принадлежность библиотеке частных собраний. Широкое развитие торговли в конце ХIX ст., появление большого количества товаров, заставило сопровождать знаки небольшим текстом.

На территории Украины были найдены памятники культуры XIV – XII ст. до н. э. Это предметы быта, где использовались – символы Солнца, Земли, огня, воды.  Украшение посуды, одежды и других видов изделий несли элементы декоративной функции.

Часто встречается крест, колесо Юпитера в культуре Северной Украины. Прекрасные находки клейма, знаки товара. У племен, которые занимались скотоводством, ставили на животных клеймо. Много знаков было найдено на гончарных изделиях, черепице. Основными знаками были круг, спираль, тризуб. Абстрактные символы: знаки астрального огня, креста. Много знаков несли иллюстративный характер, книжные листы – инициалы, концовки книжных сторон, изображалась растительность, люди, руки, ноги, обувь, разные виды товаров, архитектурные и пейзажные мотивы, солнце, месяц, заря, геометрические фигуры, буквицы.

Развивалась книжная и прикладная графика, видным мастером украинской графики конца XIX ст. были П. Мартинович, О. Сластвец,  И. Ижакевич. Они создали серию портретов кобзарей, украинских селян, иллюстрации «Гайдамаки» Т. Шевченко.

Художник и архитектор В. Кричевский создал народный орнамент, нашел своеобразное решение книжной обложки. Появились этикетки, ярлыки, шрифтовые композиции, афиши, плакаты национальной прикладной графики.

Г.И. Нарбут (1886-1920) график, мастер украинской  книги, отдал свой талант возрождению украинского искусства. Им были исполнены почтовые марки, гербы денежных знаков, способствовал дальнейшему развитию украинской графики. В оформлении украинской книги присутствуют декоративные элементы и шрифты, которые присутствуют только в украинской культуре.

Благодарю судьбу, что на моем творческом пути я встретился с прекрасным человеком- художником высокого класса Трошкиным А.В., который предложил мне работать в институте последипломного образования инженерно- педагогических работников, где он работает деканом факультета дизайна, а также написать небольшой труд о расширении возможностей художественного выражения студентов.

Рисунок

Рисунок всегда был и остается основой для художника прикладной графики. Все, что создано в мире прекрасного в живописи, скульптуре и архитектуре, монументально-декоративном искусстве, ландшафтном строительстве, оборудовании и предметах быта, ювелирном искусстве и т.д. -  начиналось с рисунка.

Первая мысль о создании произведения углублялась и воплощалась в наброске, далее мысль уточнялась во множестве вариантов и переходила в окончательную среду задуманного.

Учебный процесс в подготовке студента строится от простого к сложному, от общего к частному. Студенты осваивают вначале простые  геометрические предметы (квадрат, шар, куб, цилиндры).

Второй этап – студенты осваивают более сложные формы, переходят к освоению частей головы (нос, губы, глаза), только после этого упражнения они переходят к более сложному – рисунок гипсовой головы, анатомические рисунки, связанные со строением мышц головы, рук и ног.

При построении студенты совершают одну и ту же ошибку:

Забывают и не используют принципы композиции. Композиция (рисунок) плавает на поверхности чистого листа – выше, ниже, вправо, влево, нарушая центр композиции. Свое понимание выражают по-разному, одни часами не могу собраться. Возникает сильный психический барьер, который не всем удается перешагнуть его, что со временем нормализуется.

Многие студенты (не имея опыта) начинают вычерчивать фигуру предмета, строят прямоугольники, квадраты, замечают несоответствие и взаимодействие предметов и начинают все стирать – время убито, и все нужно начинать сначала.

Студентам, прежде чем приступать к работе, нужно мысленно представить композицию - расположение всех предметов на листе бумаги, сколько верха, низа займут предметы, расстояние слева, справа, представить всю композицию в какую-нибудь геометрическую фигуру, и только после этой работы осторожно начинать рисовать.

Все сказанное относится ко всем видам искусства, будь-то натюрморт или жанровая композиция, легким прикосновением карандаша к плоскости чистого листа студент начинает размышлять, думать, определяет границы формы, характер, решает массу вопросов.

Многие студенты совершенно не подготовлены к рисованию. Для них 1 и 2 курс - все новое, непонятное, происходит адаптация, формирование знания, которое открывается постепенно.

Приходится рассказывать, показывать, как ставить мольберт, освещение, расположение его по отношению к модели (натюрморту) и многое другое.

Все это составляющие успешной работы, без которых результата не будет.

Следующее препятствие у студентов, студенты не рисуют, а пытаются добротно срисовать представленную модель, исключая взаимосвязь предметов, гармонию и перспективное расположение относительно друг друга. Чтобы научится рисовать, студентам нужно изменить угол зрения, в этом случае они смогут охватить всю композицию сразу и видеть взаимоотношения всех предметов в композиции, он составляет 90' по ширине (минимум) и 52' по высоте (минимум). Есть объяснения различия градусов. По ширине глаз скользит свободно, не встречая сопротивления, вертикаль дается уже труднее - результат - присутствие закона гравитации.

Студент с широким углом видения воспринимает всю композицию целиком, все предметы он видит одновременно, значит и соотношения между ними он видит сразу, и не возникают сложные вопросы, появляются уверенность, смелость, упорство, которые воплощаются в конечный результат.

Важная составляющая при таком видении композиции - происходит раскрепощение психическое преодоление внутреннего барьера от работы к работе, приходит радость и возможность творить, наслаждаться формой сделанной работы.

И это только начало вдохновения, результат мы увидим в более сложных заданиях программы (живопись, прикладная графика).

Для устранения ошибок рекомендуется делать динамические наброски, без проработок характера деталей (для начала). В дальнейшем набросок (рисунок) будет более совершенным с проявлением характера модели, предмета.

Норма - 10 набросков минимум в день, и только тогда студенты на 100-м увидят, что они творцы, они уже двигают форму, управляют процессом -  начинается творчество (материал: бумага 1/2 А4, карандаш 2М, перо, тушь на выбор). Рисуем людей, животных, дома, перекрестки, улицы, предметы.

Студенты столкнутся со следующим - наброски будут неудовлетворительны, но упорство преодолеть это вознаградит их.

Немного о наброске. Набросок (короткий рисунок) - это малая форма, где сочетаются сразу все принципы рисунка; композиция, пластика, характер увиденного. В начале предметы, люди не будут вписываться в небольшой лист бумаги (альбома), это сигнал, что с композицией неладно. Задача - предельно использовать листы альбома.

При упорстве и любви к своей профессии, сознавая необходимость и желание, трудности канут в лето.

Дальше все пойдет веселее, для студентов не будет препятствий, маленький лист или большой для постановки курсовой - нет различия.

Живопись

Живопись - раскрытие студентами эмоционального богатства цвета в прцессе упражнений (натюрмортов). Все сказанное о рисунке выше, напрямую относится к живописи. Те же принципы построения композиции, но в живописи появляется новый принцип - живописная среда, которая объединяет все предметы и дает эмоциональную окраску. Живопись – возможность в цветовой гамме передать красоту натюрморта (композиции), красоту увиденного образа, прочесть настроение пейзажа, богатство цветовых отношений и характер окружающего мира.

Важную роль в декоративных композициях играет цвет, помогает раскрыть идею, создать гармонию, раскрывает характер и настроение. В силу того, что восприятие цветовых отношений каждый студент видит по своему (разное восприятие сетчатки глаз) и это нормально в этом заключается разнообразие работ и эмоциональных ощущений композиции. Все эти многообразия студент выражает в холодной или теплой гамме (горячей). Холодная гамма, заключает в себе голубые, синие, зеленые (холод) – ассоциация со льдом, небом, водой, прохладой. Холодная гамма успокаивает, предрасполагает к отдыху, грустным размышлениям. К теплой гамме относятся цвета, которые связанные в нашем представлении о тепле, огне, солнце, свете: желтые, оранжевые, красные цвета и их сочетают жизненный тонус, радостное настроение.

Предметы окрашенные теплыми тонами - приближаются к нам, а холодными тонами – удаляются от нас. Преодолев ошибки, которые описаны выше о рисунке после построения натюрморта, студенты сталкиваются с вопросом, как и с чего начинать? Многие студенты цветовой гармонии не видят - берут близко или отдаленный цвет и начинают красить, заметьте – красить.

Живопись - это среда, в которой находятся предметы, и каждый из них находится во взаимоотношении (цветовом) друг с другом, все это называется гармонией цвета.

Варианты техники живописи (акварель, гуашь). 3 вершины создания натюрморта.

А) Мазками по мокрому (мокрая бумага) по аналогии с мозаикой.

Б) Путем многократных заливок с акцентом доминанты цвета в темных местах (тенях), переходя постепенно к светлым тонам.

В) Третий вариант – пишут по всему полю, распределяя цвет, который появляется во многих местах и так до завершения. (Аля – Прима).

Композиция

Есть общие принципы организации композиционного равновесия. Чистая плоскость – незаполненная, кажется нам пустой, но стоит нанести пятно, линию, штрих, как плоскость оживает и элементы начинают входить в зависимость друг с другом, образуя композицию.

Если взять круг и разместить его в разных местах плоскости, мы обнаружим, что в одном случае круг будет занимать устойчивое положение в листе, а другие положения – неустойчивые. Чтобы круг занял устойчивость положение его нужно сместить немного вверх.

При восприятии изображенных элементов, расположенных на плоскости, ощущается воздействия структуры плоскости на характер расположения изобразительных элементов диагональных, вертикальных и горизонтальных осей… Центральная часть всегда воспринимается активно, а нецентральные части пассивно. Выполняя упражнение по композиции, нужно акцентировать внимание на создание устойчивого положения всех предметов в разных направлениях, вверх и вниз, вправо и влево, определяется место центра – доминанты.

Выразительные средства композиции, исходящие задачи, учитывая возможности материала - художник использует необходимые средства.

Линия – основной элемент, которая передает характер формы. Линии могут быть прямыми (вертикальными, горизонтальными, наклонными) кривые – окружности дуги. Выразительность их будет завысить от начертания тонального звучания. Вертикальные линии – передают стремление вверх; наклонные – неустойчивое положение; волнистые – плавное движение; спиральные – вращательное движение; круглые – замкнутые движения и т.д. Толстые линии выступают вперед, а тонкие отступают в глубину плоскости.

Точка – применяется во многих произведениях декоративно-прикладного искусства, способствует выявлению фактуры предмета, передаче пространства.

Пятно – используют при организации орнаментальных мотивов. Художники используют в качестве изобразительных элементов геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, композиция из этих элементов символизирует движение времени, ритм жизни. Организация мотивов (пятна, силуэты геометрических фигур) – является средством выражения композиции.

Важную роль в декоративных композициях играет цвет, помогает раскрыть идею, создать гармонию цветовых отношений, раскрывает характер настроения.

Примеры композиции.

Определение композиции, роль и значение.

Композиция - важнейшее средство построения целого, где расположение и взаимосвязь частей обусловливается смыслом и содержанием, назначением и гармонией целого. Законченные произведения также называют композицией, например произведения живописи - картину, музыкальное произведение, балетный спектакль - связанные между собой единой идеей. Слово композиция происходит от латинского "Compositio",  что означает - сочинение, связь сопоставления.                                               Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно. Композиция необходима при создании форм и предметного мира - бытовых предметов, машин, зданий и др. объектов архитектуры. Композиция обеспечивает красивое, логическое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность формы.

Композиция - способ организации "материала" искусства. Под материалом подразумевается не только физическая масса - глина, краски, слово и т.д., но и сюжет, идея, натура. Композиционное построение  является тем, что оно всегда развивается в определенных границах. Эти границы определяются формой, размером и форматом листа, пространство стены или ограничение во времени танца и музыки. Смысл границ, рамок в том, что бы отдалить мир реальный от мира изобразительного. Благодаря наличию границ, рамок "перед нами встает некий особый мир со своим, пространством, временем. Рамки обозначают рубеж между внутренним миром и внешним миром", писал Б.Успенский. Это сложное целое состоит из неравноценных по смыслу и значению частей. В нем всегда можно выделить главное и второстепенное, центр и периферию, единство и целостность - важнейший признак композиции, где все взаимосвязано и все подчинено единой цели, идеи, художественному замыслу.

Формы

Композиционное построение формы предполагает наличие замысла (идеи, цели). По определению Н.Волкова, "композиция - конструкция для смысла". Может ли композиция быть лишенной смысла? Даже в том случае если произведение представляет собой не сложную декоративную или абстрактную картину, она может содержать художественный замысел, идею, реализацию формальными средствами - отношения форм, цветовых пятен, линий, выражающих борьбу, взаимодействие направленность.

Гармония

Гармония целого - необходимое условие композиционного построения. Любое художественное произведение представляет собой борьбу противоположных начал - это проявляется и в сюжете и в противопоставлении характеров, ситуаций, - в отношениях предметов и пространства,  цветовых отношениях,  равновесии и т.д.

Естественные основы композиции

"Вкус к гармоническим целесообразным формам объективно оправдан, потому что с такими формами связано развитие жизни" Н.Дмитриев.

В основе построения композиции лежат:

  • принцип целесообразности;
  • принцип единства сложного (целостность произведения);
  • принцип доминанты (наличие главного ведущего начала);
  • принцип динамизма (движение-основа жизни и искусства);
  • принцип равновесия, уравновешивание частей целого;
  • принцип гармонии (гармоническое единство элементов формы между собой и единство формы и содержание в композиции - основа единства и противоположностей).

В основе композиционных принципов лежат объективные законы природы и законы объективного развития. Таким образом формальные требования композиции исходят из объективной реальности природного мира и обусловлены психофизическим устройствам человека, его органов восприятия.

Одним  из законов природы, играющим важную роль, является закон гравитации. Он проявляется во всем, начиная с расположения планет и кончая строением тела букашки.

Законом гравитации, т.е. всемирного тяготения, объясняется, симметричность строения тел всех организмов и законы механики. В искусстве закон гравитации определяется ролью вертикали, горизонтом и значением в композиции, им объясняется необходимость равновесия, значение симметричных форм, понятие верха, низа в картине.

Другой закон, имеющий всеобще значение, - это закон распространения Света в природе, закон оптики, мы воспринимаем благодаря органам восприятия, света, различаем цвета, формы предметов.

Закон экономики

В природе действует "закон экономики", по которому природа всегда  ищет кратчайшие пути и выбирает экономное решение. Этот закон проявляется в строении биологических форм макромира и микромира.

Спираль - одна из важнейших форм, распространенных в органическом мире. Она в высокой степени способна сохранить энергию (хранить информацию, ее можно сжать, растянуть - она гибка и компактна).

Многие растения и животные имеют в строении тела спиралевидные формы (вьюнок, фасоль, раковина улитки и т.д.)

Шар - самая экономичная форма, у шара самая малая поверхность, при самом большом объеме на его оболочку уходит меньше материала, чем на любую другую.

Многогранники - пятигранники, шестигранники встречаются в природе в форме сот, в сети кровеносных сосудов.

Труба - среди природных форм в качестве транспортного русла - для переброски питательных веществ, крови и других продуктов жизнедеятельности живого организма, растения. (В искусстве - труба используется как переход от одной формы к другой).

Дерево - ствол и разветвления (его мы наблюдаем в строении кроны и корней дерева, строении кровеносной системы).

Звезда - разновидность формы дерева, если на нее смотреть сверху, - лучи, лепестки расходятся от центра, охватывают окружающее пространство, доставляют питание, солнечную энергию центру. Растения и животные организмы звездообразной формы перемещаются лучами-ногами (актиния, морская звезда, осьминог), форма звезды в искусстве ассоциируется с распространением энергии, силы, идущей от центра, источника энергии.

Мир един. "Единство плана органической жизни стоит вне сомнения" (Мендель).

Человек как частица природы связан со всеобщими законами природы, и создает вокруг себя рукотворный мир второй природы, предметы жизненной необходимости ради обеспечения своего физического существования и духовной жизни.

Восприятие мира человеком. Эмоции, зрительное восприятие, его роль в композиции.

Если мир техники является продолжением физических особенностей человека, одновременно являясь искусственной средой обитания человека, то мир искусства, творимый человеком, является областью, в которой продолжается, отражается, реализуется его духовная жизнь, органически связанная с физической, материальной и социальной жизнью.

Эмоции тесно связаны с понятием гармонии. М. Коган пишет: «Искусство доставляет нам наслаждение постольку, поскольку форма художественного произведения обладает высокой упорядочностью, совершенной организованностью в соответствии с особенностями выраженного этой формой содержания ».

Для композиционного расположения элементов имеет значение величина угла активного зрения. Основные, важные моменты содержания картины должны попадать под угол зрения (54' по горизонтали и 37' по вертикали).

Композицией учитывается также расположение зрительного центра на картинной плоскости, который находится несколько выше геометрического, что происходит от психологического восприятия низа картины как более тяжелого по сравнению с верхом (в результате силы земного притяжения).

Композиционное построение сталкивается с интересным явлением, связанным с особенностями зрительного восприятия, с оптическими иллюзиями. Известно, что геометрические фигуры, состоящие из прямых линий, правильных окружностей и других правильных форм, кажутся искривленными и неправильными из-за того, что их пересекают косыми линиями или пучком лучей. Например, горизонталь кажется короче равной ей по длине вертикали, потому что горизонтальное движение глаз совершается легче и горизонталь читается легче, на ее чтение идет меньше времени.

На практике художники сознательно используют явления оптических иллюзий и корректируют их действия. Статика и динамика. Динамическое напряжение, динамическое равновесие. Все это естественные состояния, в которых пребывают физические тела, - состояния, свойственные природе.

Перспективное построение изображения вызвано устройством органов зрения, восприятия относительной величины предметов на расстоянии, ибо "пространственное видение есть видение измерительное", как пишет                 А. Самойлов в своей статье "И. М. Сеченов и его мысли о роли мышцы в нашем познании природы". Ведущая роль доминанты, главного участка, центра изображения связана с особенностями направленного и периферического зрения, благодаря которым мы различаем детали только вокруг точки фиксации. В художественном композиционном произведении она диктует весь строй картины.

Ритм - важнейшее средство организации художественного произведения; необходимость все подчинить ритму в композиции, связана с биологической потребностью, - ритм форма движения. Все, что движется, развивается, функционирует в природе. Ритмы биения сердца, дыхания, смена дня и ночи и времен года, приливы и отливы, оказывают организующее воздействие на жизнь человека, на все формы его деятельности, труд и отдых, кончая ритмической организацией художественной формы в произведении искусства.

Ритмическое чередование различных ощущений вызывает положительные эмоции. Длительное однообразное состояние, наоборот, угнетают психику. Необходимость смены состояний, впечатлений, напряжения и расслабления заложена в биологической природе человека. Также потребность лежит в основе другого явления – контраста, связанного с усилением зрительных импульсов пограничных зонах; чем сильнее импульсы, тем резче контрастируют формы. В художественном произведении мы видим преображенную действительность. Условность – язык искусства. Действия горизонтали и вертикали, света и тени и прочего - суть такие данные природой действия, над которыми художник не имеет никакой власти.

Понятие о гармонии. Закон мерности композиции. Ещё в глубокой древности человеком было обнаружено, что все явления в природе связанны друг с другом, что всё пребывает в непрерывном движении, изменении и будучи выражено числом, обнаруживает удивительные закономерности. В Древней Греции эпохи классики возник ряд учений о гармонии. Из них наиболее глубокий след в мировой культуре оставило Пифагорейское учение.

Последователи Пифагора представляли мир, вселенную, космос, природу и человека как единое целое, где все взаимосвязано и находится в гармонических отношениях. Гармония здесь выступает как начало природы, упорядочивание хаоса. Одни и те же законы существуют для музыкальных ладов и планет.

Пифагорейцы искали числовое выражение. И было выяснено, что математические пропорции лежат в основе музыки (отношение длины струн к высоте тона, отношения между интервалами, соотношение звуков в аккордах, дающих гармоническое звучание).

Пифагорейцы искали математическое отношение красоты. Они исследовали пропорции человеческого тела и утвердили математический канон красоты, по которому скульптор Поликлет создал статую «Канон». Все классическое искусство Греции носит печать пифагорейского учения о пропорциях.

Его влияние испытали на себе ученые Средневековья, наука и искусство эпохи Возрождения, Нового времени, вплоть до наших дней. Об использовании пропорции в искусстве. Леонардо да Винчи писал в своем трактате о живописи: «Живописец воплощает в форме пропорции также таящиеся в природе закономерности, которые в форме числового закона познает ученый».

Пропорция – означает равенство двух или нескольких отношений. Существует несколько видов пропорциональности: математическая, гармоническая, геометрическая и др.

В математической – равенство двух выражений выражается формулой a:b=cd и каждый член её может быть определен через остальные три.

В гармонической пропорции 3 элемента. Они являются или парными разностями некоторой тройки элементов или самими этими элементами, например a:c=(a-b):(b-c)

В геометрической пропорции 3 элемента, но один из них общий, a:b=b:c. Разновидности геометрической пропорции является пропорция так называемого «Золотого сечения» имеющая всего 2 элемента «a» и «b» - излюбленная пропорция художников, которая в эпоху Возрождения называли «Божественной пропорцией». Особенностью пропорции «Золотого сечения» является то, что в ней последний член представляет собой разность между двумя предыдущими членами, то есть a:b=b:(a-b). Отношение «Золотого сечения» выражается числами 0,618.

Пропорция «Золотого сечения» 1:0,618=0,618:0,382

Неоднородность изобразительного поля и не композиционные схемы.

Изобразительным полем мы называем ограниченную поверхность, плоскость, где располагается изображенная картина. Этим полем может быть лист бумаги и холст определенного размера и формата или пространство стены или поверхность объемного предмета (упаковка). Особенностью изобразительного поля является то, что оно не нейтрально по отношению к изображаемому на нем, оказывает на него отрицательное воздействие.

Изображение находится в зависимости от размера, пропорции сторон, формы поля и окружающей среды. В результате одни участки поля находятся в зоне активного восприятия, другие вне его.

В прямоугольники наиболее активные точки, лежащие на центральной оси и горизонтами, точки, лежащие на границах овала, которые вписываются в данный прямоугольник.

В квадрате-точке лежащие на диагоналях точки, лежащие на пересечении диагоналей с окружностью, вписанной в квадрат; точка пересечения диагоналей.

В круге - центр круга и точки вокруг него и чуть выше геометрического центра; точки, лежащие на сторонах пятиугольника, вписанного в круг и его диагоналях.

В треугольнике – в зоне пересечения высот биссектрис и меридиан. Таким образом, геометрическая фигура сама содержит «активные точки».

Мастера эпохи Возрождения и последующих эпох – Рафаэль, Пуссен, Делакруа, Суриков – придавали большое значение композиционному построению, признавая роль композиционных схем «основных линий, активных точек», сознательно учитывая их воздействие в своих произведениях.

Активные зоны и силовые линии поля придают напряженность полю, испытывают различные состояния.

Практические задания на основе композиции.

Предлагается 5 групп заданий - упражнений охватывающих различные аспекты. Формализации композиционных задач, рассчитанных на подготовку художников по прикладной графике (промышленной графике). Специфика прикладной графики требует от художника умения ясно мыслить, четко формировать задачи, добиваясь эффекта выразительности и функциональности решений.

Курс «Основы композиции» преподается на I и II курсах высших учебных художественных учебных  заведений. Он своевременно приучает к дисциплинированному мышлению, осознанной работе с художественным материалом.

При составлении упражнений использованы задания из курсов композиции. Предлагаются иллюстрации в качественные вспомогательного методического материала от простого к  сложному. Все задания выполняются в заданном формате и являются обязательными.

  1. Композиция цельности.
    1. Уравновешивание целого.
    2. Вписанность в границы.
    3. Выразительность решения (т.е пластическое решение должно быть не только ясным, но и эмоционально-выразительным).

Группа I

Задания на отношения простейших графических элементов плоскости (точка, пятно, линия).

Ознакомление с понятиями: изобразительная плоскость, силовые линии поля, напряженность, зрительный и геометрический центры, масса равновесия, доминанта, движение, ритм, силуэт, объем, пространство (формат листа 24*30 – материал: бумага, тушь, картон; техника – аппликация из черной бумаги на белом фоне и из белой бумаги на черном).

  1. Установить связь между двумя-тремя точками на плоскости, постепенно перемещая их, усиливая и ослабляя: связь, отрывая друг от друга.
  2. Определить активные точки разных геометрических фигур визуально, а затем проверяя геометрически.
  3. Сгруппировать точки таким образом, чтобы группы точек уравновешивали друг друга.
    1. Уравновесить точку-пятно эквивалентным пятном.
    2. Рассмотреть взаимодействие произвольного черного пятна свободной формы с белым фоном поля.
      1. Выявить центр в свободном расположении точек.
      2. Составить регулярные ряды из точек, затем изменяя расстояния между точками менять характер движения, ритм (формат 30*40).
      3. Показать сгущение, уплотнение массы и переход к разреженному пространству
      4. Построить из однородных элементов открытые ритмические ряды с фиксированным центром, доминантной композиции (формировать доминанту вписанием цвета, формат 30*40).
        1. Создать замкнутую композицию из одного-двух видов элементов.
        2. Покрыть  лист бумаги 30 х 30 регулярными рядами черных кружков одинаковой величины,соединяя по несколько кружков одинаковой  величины, соединяя по несколько кружочков из соседних рядов, залить полученную фигуру тушью.
        3. Взаимодействие линий на плоскости. Деление плоскости прямыми вертикальными и горизонтальными линиями в пропорциональных отношениях.
        4. Кривые, волнистые линии. Организация плоскости пересекающимися кривыми с последующей заливкой тушью замкнутых плоскостей.
        5. Центростремительная композиция из кривых дугообразных линий и точек разного размера (30 х 40).
        6. Штриховка линиями. Изменение толщины линий - изменение пространственных характеристик. Получение впечатления объёма. Штриховка с постепенным утолщением линий, переход от  чёрного поля к белому.
        7. Силуэт. Сочетание нескольких форм, имеющих контуры разной кривизны.
          1. Негативное и позитивное силуэтное изображение.
          2. Чёрное и белое - силуэтные изображения реальных  форм, входящих одна в другую, заполняющие  пространство.
          3. Чёрно- белая композиция из родственных по форме предметов (листья, цветы, бокалы, инструменты), 30 х 40.

Силуэт предмета в сочетании с словом из 4-5 букв.

Группа 2.

Задание на овладение композиционными средствами. С использованием тона, цвета, фактуры (предварительное ознакомление теоретическое) с понятиями; симметрия, ассиметрия, контраст, соразмерность, метр, ритм (формат 30х40 техника акварель – гуашь, аппликация из цветной бумаги).

  1. Композиция монохромная из квадратов 2х2, разных по тону (4 или 5 градаций тона); тоновой ньюанс-контраст.
  2. Композиция из однородных геометрических элементов сближенных по цвету (холодная гамма или теплая) и контрастных по тону.
    1. Композиция из контрастных по цвету, сближенных по тону элементов.
    2. Ритмическая композиция из разнородных по форме, тону и цвету элементов (орнамент).
    3. Фактуры. Метроритмический ряд с разными фактурами (перо, тушь). Фактуры в природе.
      1. Композиция из модульных элементов.

 

Группа 3

В эту группу входят задания на движение (статика – динамика) и задания на разные фантазии и образности, ставящие целью развитие творческих способностей.

  1. Статическая композиция из произвольных элементов, нарушение статики одним каким-нибудь элементом.
    1. Показать начало, зарождение движения.
    2. Движение организованное (равномерное и ускоренное) и движение хаотическое.
    3. Задание на развитие фантазии и образности представлений на материале абстрактных форм.

Композиция темы:

  1. «Противостояние».
  2. «Одиночество» (монохромная или сближенная по цвету).
  3. «Разрушение и созидание».
  4. «Погоня».
  5. «Дуэт» (к данной группе заданий требовать от студентов пояснительная записка с описанием избранных композиций форм).

Группа 4

Конструирование рельефных и объемных форм из листа бумаги.

  1. Сделать из листа бумаги «гармошку», гофрированную поверхность.
  2. С помощью пересекающихся прямых внести декоративные ромбы, двойные-тройные ломаные линии – рельефные.
    1. Композиция рельефная с усложненной  основой и разрезами.
    2. Путем сворачивания рельефного листа получить объемную форму.
    3. Сделать зверушку, человека.
    4. Сделать карнавальную маску.
    5. Скомпоновать несколько объемов из бумаги в общей экспозиции с фоном.
Тэги: