Жюри VI Международного конкурса живописи и графики "На своей земле"

Body: 

В состав жюри VI Международного конкурса живописи и графики "На своей земле" вошли 14 профессиональных художников и педагогов из Беларуси, России и Украины. Познакомиться с мнением каждого из них о конкурсе и конкурсных работах вы можете, прочитав небольшие интервью.

ЛЕОНИД ГОМОНОВ, председатель жюри (г. Минск, Беларусь)
Художник, член Белорусского союза художников, член-корреспондент Международной академии культуры и искусств

В дискуссиях о конкурсе «На своей земле» с преподавателями художественных школ и студий не раз затрагивался вопрос, нужно ли предлагать участникам темы работ. Название конкурса и его идея и так достаточно ясны и понятны. А чтобы творить, художнику не нужны рамки, которые придумывают для него. Картины, в которых ясно выражена идея и талантливо найдено художественное решение, всегда заслуживают внимания и со стороны жюри, и со стороны зрителя. Когда смотришь на работу, и в ней все гармонично (присутствует колорит, пластика изображаемых предметов, соблюдена композиция), то не думаешь ни о названии, ни о том, какая была задана тема. Ты видишь то прекрасное, что затрагивает чувства, волнует, и наслаждаешься увиденным. Живопись, как и музыка, – это универсальный язык, на котором посредством красок и линий художник создает образы и так передает свои мысли, чувства и идеи. А тема в данном случае имеет второстепенное значение.

ЕГОР БАТАЛЬОНОК (г. Минск, Беларусь)
Художник, член Белорусского союза художников

Художественное творчество – один из важнейших факторов формирования полноценной личности. Оно не может быть компенсировано другими видами деятельности. Потому стремление к художественному творчеству следует поддерживать и развивать в каждом ребёнке, независимо от степени его таланта. В человеке нужно видеть творца. А творческий акт рассматривать как акт вдохновенный и сугубо личностный. Потому нежелательно вмешиваться в него. Результат же должен стать для педагога предметом серьёзного анализа и осмысления, ибо в нём отражается внутренний мир юного художника, видны его устремления. И задача педагога – стимулировать всё положительное конструктивное, а если нужно – помочь снизить агрессию или вообще переориентировать на иные темы и сюжеты.

Становление творческой личности невозможно без умения гармонизировать свои чувства и разум, сознательно направляя их на созидательный путь. Ответственность художника заключается, прежде всего, в верности своему таланту и чистоте помыслов. Об этом должны помнить все, кто помогает сформироваться творческой личности. Вместе с тем, педагог должен учитывать тенденции современного искусства, подчас игнорирующего традиции, общий художественный опыт.

Наше время явило новый тип художника, который переходит от субъективного отражения реальности к утверждению субъективного мира идей. Субъективное чрезмерно гипертрофируется, эгоцентризм превалирует над единством личностного и всеобщего. Мир мегаполисов порождает искусство, сущность которого вторична, обусловлена средой, созданной самим человеком. Такой круг самоограничения неизбежно обедняет художника. К тому же, узкая специализация без прочного духовного фундамента (характерная примета нашего времени) способствует деградации человека.

Магия художества! Она бывает белая и чёрная. Путь постижения подлинной красоты труден, но он вознаграждается истинной радостью. Путь к ложной красоте лёгок. Но какова его цена?!

ОЛЕГ ВАСИЛЬЕВ (г. Великий Новгород, Россия)
Художник, член Союза художников России, директор Новгородской детской художественной школы

Конкурс «На своей земле» дает уникальную возможность проанализировать сегодняшнее состояние детского изобразительного творчества. И в этом огромная заслуга организаторов, которым удалось привлечь к участию множество художественных школ и студий из разных стран.

Качество произведений, присланных на конкурс, говорит о его высоком статусе. Участвовать почетно, побеждать престижно. Не так часто сталкиваешься с ситуацией, когда из многих детских произведений так трудно отобрать лучшие. Здесь же из огромного количества замечательных работ отбирались шедевры.

ЮРИЙ ГРИГОРЬЕВ (г. Уфа, Башкортостан, Россия)
Художник, член Союза художников России, старший методист Республиканского методического центра по образованию Министерства культуры Башкортостана, заслуженный работник культуры Башкортостана

Мне очень нравится подход  жюри к работам Международного конкурса «На своей земле». На иных конкурсах многое идёт от ума – оценивают академичность, декоративность и т.д. А тут всё идёт из души. Иногда даже кажется, что члены жюри сами не знает точно, за что высоко оценивают детское произведение – они просто чувствуют, что в нём есть жизнь и некая сила, способная воздействовать на зрителя. Это очень здорово, и мне кажется, это самое главное достижение конкурса.

СЕРГЕЙ ГРИЧАНОК (г. Харьков, Украина)
Преподаватель-методист высшей категории, заместитель директора Харьковского лицея искусств №133

Конкурс от души порадовал меня организацией работы жюри. В состав его входило 14 человек, и сначала казалось, что будет очень сложно договориться – у каждого свои вкусы и пристрастия, свои сложившиеся взгляды на творчество в целом и на детское творчество в частности. Но атмосфера была доброжелательной, а работа – слаженной. И я очень рад за тех детей, чьи работы прошли этот жесточайший отбор.

Я заметил, что на конкурс приходит много учебных работ, и, признаюсь, мне это не очень нравится. Учебные работы показывают уровень образования, но они не раскрывают творческого лица автора. Художественная школа учит соблюдать пропорции, грамотно расположить всё на листе, но в конкурсной работе не это главное.

Творческое начало – это композиция в широком смысле этого слова. Но зачастую ей просто не уделяется должного внимания, потому что целью обучения становится подготовка к получению профессионального образования. Но, на мой взгляд, главное – это гармоническое развитие личности ребёнка. И пусть он в будущем не станет художником, а медиком, поваром, философом – любой вид деятельности он сможет превратить в творчество. 

Я очень надеюсь на то, что конкурс найдет ещё немало единомышленников во взглядах на детское творчество, на проблемы современности и эстетического воспитания подрастающего поколения. Пусть оазис любви к природе и человеку, как части этой природы, разрастается, преображая духовные пустыни в СВОЮ ЗЕМЛЮ, уникальную для каждого и единственную для всех!

НИНА ГРОМ (г. Москва, Россия)
Художник, член Творческого союза художников России, главный редактор журнала "Художественная школа"

Работа жюри проходила на уровне высоких эмоций, интуиции, подсознания. Мы практически проживали каждый рисунок заново, пытались понять, что движет ребёнком, что движет его педагогом.

С каждым годом конкурс набирает обороты, и это безусловно: я вижу колоссальный рост в организации, в уровне присылаемых работ. С каталогами конкурса я работаю уже два года: листаю, вспоминаю, обращаюсь к его информационной части. Они дают мне представление о культуре педагогов, работающих в детских художественных школах, об их понимании того, как учить, нужно ли сохранять традиции или, наоборот, уходить в новое современное направление искусства. Для меня это возможность отследить, как развиваются художественные процессы в различных странах, в том числе и в России.

Спасибо, вам, дорогие друзья, устроители Международного конкурса «На своей земле», за то дело, которое вы развиваете на протяжении стольких лет, за приобретённый бесценный опыт и за возможность однажды взглянуть на мир глазами ребёнка.

ФАИНА КЛЕЦОВА (г. Омск, Россия)
Заведующая методическим отделом художественного образования Бюджетного учреждения культуры Омской области "Государственный центр народного творчества"

Работа в жюри конкурса «На своей земле» каждый раз является важным этапом моей профессиональной деятельности. Во-первых, это возможность увидеть практически весь спектр мирового детского творчества, что невероятно интересно. Во-вторых, это оценка деятельности своего региона, что всегда волнительно. Я не вижу работ, которые отправляют наши школы на конкурс, а результаты узнаю из протокола. Искренне радуюсь, если есть медалисты и участники выставки.

Несколько лет подряд работы учащихся Омских художественных школ оцениваются достаточно высоко. Я много размышляла о причинах этого успеха, но последняя международная конференция художников-педагогов натолкнула меня ещё на одну мысль. Мы очень далеки от Европы и захлестнувшей её идеи воспитания свободного художника. Очень осторожно перенимая новое, мы невольно становимся хранителями традиционной школы обучения, сохраняем и продолжаем развивать то, что на Западе практически исчезло. И результаты конкурса есть подтверждение тому, что наш взгляд на искусство не утратил своей ценности.

ЛЕОНИД НЕСТЕРОВ (г. Москва, Россия)
Академик, вице-президент Международной академии культуры и искусств, директор Центра досугово-развивающих и информационных технологий для детей и молодёжи "РАДУГА"

Конкурс «На своей земле» – замечательный пример международного сотрудничества. В настоящее время актуален вопрос обмена методическим опытом на разных уровнях, как на национальном, так и на международном. И организаторы конкурса делают это с помощью итоговых выставок, прекрасных каталогов и международной конференции художников-педагогов, проводимой в рамках конкурса.

В наше время, когда во многих странах мировоззренческий и духовный кризис, потребительский примитивизм и разгул «псевдоискусства», особую важность имеют международные и межнациональные связи, направленные на сохранение и развитие культурных традиций, в которых творческая составляющая являются одной из приоритетных.

Нравственное здоровье детей – это здоровье любой нации. И то, что сегодня мы сумеем вложить в подрастающее поколение, отзовётся в самом ближайшем будущем.  Потеря обществом своих духовных и других социально значимых ориентиров приводит к хаосу в голове ребенка и размыванию таких основополагающих понятий как добро и зло. Роль педагога, учителя и наставника в воспитании здесь как никогда велика, и конкурс способствует этому в полной мере.

Хочу пожелать конкурсу дальнейшего развития и поддержки. Чтобы в нём участвовало как можно больше рисующих детей, художественных школ из разных стран, а также заинтересованных государственных и общественных структур и всех неравнодушных!

ОКСАНА ПИЛИПЮК (г. Уфа, Башкортостан, Россия)
Художник-график, директор по науке и творчеству Школы рисунка и живописи "Художка"

Творчество человека происходит во всём, и происходило в стародавние времена даже с изобретением колеса и повозок. Без творчества человечества просто не существовало бы! Творчество – процесс освобождения внутренней энергии, которая есть в каждом из нас. Эта энергия – положительная и светлая. Она приносит нам состояние гармонии. Это самое состояние необходимо и ребёнку. Любой ребёнок по своей природе – созидатель. И это получается у него порой гораздо лучше, чем у нас, взрослых. Самое главное, это тот факт, что у ребёнка открылось желание рисовать и тем самым запечатлеть мир на бумаге. Теперь остаётся только развить это желание, и превратить его в реальное действие. Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Он словно переделывает мир под себя, и помогает сам себе понять и постичь его лучше. Он учится постигать красоту этого мира и учится видеть «белые пятна», которые необходимо заполнить своим творчеством для того, чтобы мир стал немного лучше и красивей. Развитие творчества детей помогает нам сохранить мир прежним. Без преувеличения – наш долг помочь ребёнку нащупать тонкие нити прекрасного и попробовать исправить этот мир хотя бы в деталях.

АЛЕКСАНДР СОРОЧКИН (г.Воткинск, Удмуртия, Россия)
Почётный работник общего образования России, Заслуженный работник культуры Удмуртии, заведующий художественным отделением детской школы искусств г.Воткинска

Конкурс «На своей земле», проходящий в Беларуси, стал смотром художественного творчества школ из многих стран. Организаторы много внимания уделяют качественному развитию и совершенствованию проекта. Свидетельством тому служит растущий год от года интерес к конкурсу.

Воткинская школа искусств вот уже несколько лет является участником Международного конкурса живописи и графики «На своей земле». На мой взгляд, очень удачно выбрано название конкурса. Оно обращает взор юного художника на окружающий мир, изучая который, он учится любви и бережному отношению ко всему, что находится вокруг него.

Я был в жюри многих детских конкурсов различного уровня, но этот запомнился мне очень добрым и уважительным отношением всех членов жюри к произведениям юных художников. Не может оставить равнодушным и каталог, выпускаемый по итогам конкурса. На мой взгляд, он заслуживает самой высокой оценки.

Очень хотелось бы, чтобы интерес к этому  прекрасному конкурсу длился как можно дольше, а мы с большим удовольствием будем присылать свои работы и принимать в нём самое активное участие!

ВАЛЕРИЙ ТИМОФЕЕВ (г. Омск, Россия)
Художник, член Союза художников России, директор детской художественной школы №1 г. Омска

Нас, омичей, часто спрашивают о причинах успеха омских “художек” на этом конкурсе. Наверное, во многом это происходит благодаря тесному сотрудничеству наших педагогов. Школы обмениваются педагогическим опытом, методиками работы с детьми по различным дисциплинам. Никто не таит своих педагогических находок – все давно убедились, что повторить другого невозможно, а взять для себя что-то может каждый. Мы чувствуем себя единым коллективом.

Конкурс «На своей земле», как мне кажется, тоже даёт такую возможность. Пользуясь каталогом, мы перенимаем опыт коллег из других регионов и стран. На Международной конференции художников-педагогов вместе обсуждаем насущные проблемы художественного образования и обмениваемся полезной информацией. Такого рода профессиональное сотрудничество открывает широкие возможности.

АЛЕКСАНДР ТИШИН (г. Москва, Россия)
Преподаватель средней образовательной школы №1188 с углубленным изучением изобразительного искусства

В этом году я ясно понял: здесь, на конкурсе, жюри собирается не просто выбрать победителей. Просматривая огромное количество работ из разных стран, мы можем улавливать тенденции в современном художественном образовании. Жюри обратило внимание на то, что среди присланных на конкурс детских работ практически не было акварели. Почему эта техника исчезает из художественных школ? Очень много подобных вещей требуют рефлексии, не только педагогической, но и общекультурной. Это повод привлечь внимание преподавателей, методистов, искусствоведов к вопросам, возникшим тут, на конкурсе, и тем самым повлиять на ситуацию.

ЮРИЙ ХИЛЬКО (г. Минск, Беларусь)
Художник, член Белорусского союза художников, доцент, заведующий кафедрой графики Белорусской государственной академии искусств

Прошедший конкурс впечатлил количеством присланный работ и количеством стран-участниц. Перед жюри стояла очень не простая задача: просмотреть более 12 тысяч рисунков. Это и физически трудно, а выбрать среди них самые лучшие – напряжённая и ответственная работа.

Давать оценку детской работе значительно сложнее, чем произведению профессионального художника. Для взрослого моторный акт при создании картины является только средством достижения цели, а в детском рисунке он ещё остаётся частью изображения, и это обязательно нужно учитывать.

Нельза обойти вниманием взаимодействие таких категорий как творчество и художественное мастерство. С кагого возраста начинать учить ребёнка рисунку, живописи, копмозиции? Ведь известно, что можно быть прекрасным рисовальщиком, живописцем, но при всём этом не стать художником. Всё дело в Божьем даре, таланте, которым природа надзеляет человека. И в развитии этого таланта роль педагога становится самой главной, особенно на первом этапе получения художественного образования.

Помочь юному художнику в его становлении – дело невероятно сложное. Мудрость учителя и ощущение того, что перед тобой будущий мастер – единственные помощники в этом деле. Всё остальное уже зависит от самой личности и от её трудолюбия.

ЛЕОНИД ЭСЛИНГЕР (г. Магнитогорск, Челябинская обл., Россия)
Художник, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, директор детской художественной школы г. Магнитогорска

Конкурс – это праздник юных художников и их наставников. Это также экзамен, результатов которого они ждут с таким трепетом! Признание их труда на таких могучих конкурсах, как Международный конкурс "На своей земле" даёт и детям, и педагогам мощный стимул для дальнейшего творчества. Поэтому я много рассказывал об этом конкурсе в своей школе, на встречах с представителями школ искусств Магнитогорского района, в Челябинском художественном училище. Этот опыт нам очень ценен для организации конкурсов и творческой работы.

Прекрасен конкурс и замечательны люди, его создавшие. Я счастлив прикоснуться к этому большому и доброму делу!

 

Год: 
2011
64801135