Жюри V Международного конкурса детского рисунка "На своей земле"

Body: 

В состав жюри V Международного конкурса детского рисунка "На своей земле" вошли 12 профессиональных художников и педагогов из Беларуси, России, Украины, Польши и Сербии. Познакомиться с мнением каждого из них о конкурсе и конкурсных работах вы можете, прочитав небольшие интервью.

ЛЕОНИД ГОМОНОВ, председатель жюри (Беларусь, г.Минск)
Художник, член Белорусского союза художников

"В этом году в состав жюри вошло несколько новых человек. Это представители Башкортостана и Крыма, талантливые художники, которые обладают большим опытом в вопросах проведения национальных и международных конкурсов и выставок. Да, наверное, жюри стало строже и требовательнее к работам. Но судят ведь профессионалы, и подход не может быть иным.

Какими качествами должна обладать работа, чтобы жюри высоко ее оценило? В ней прежде всего должна быть эмоциональность, целостность, завершённость, вкус, чувство стиля. Такая работа не выполняется поспешно, это длительный труд, к которому и ребёнок, и педагог должны подойти со всей ответственностью.

Мы заботились о разнообразии итоговой экспозиции и пытались отобрать всё самое интересное и достойное, что может быть примером настоящего творчества для детей и полезным методическим материалом для педагогов. Нам кажется, что такой подход будет способствовать повышению уровня работ участников конкурса.

Хотелось бы пожелать всем вдохновения и успехов, ведь в творчестве нет той вершины, достигнув которую, можно самоуспокоиться. Ждем ваших новых, интересных работ!"

ЕГОР БАТАЛЬОНОК (Беларусь, г.Минск)
Художник, член Белорусского союза художников

"Достижения научно-технического прогресса всё активнее входят в нашу повседневную жизнь, создавая искусственную среду, адаптируясь к которой, мы теряем нечто существенное. Теряем не только связь с естественной средой, но и разрушаем собственную природу.

Приоритет умственной деятельности человека превращает его в придаток «умных» машин. При этом закономерно ослабевает образно-художественное мышление и морально-духовное начало. Разбалансированный человек стремится компенсировать этот перекос примитивным проявлением чувств, аморальным поведением, эпатажными действиями.

Художественное творчество способно во многом оздоравливать человека, гармонизировать его природу. Поэтому, на мой взгляд, главной задачей конкурса «На своей земле» является не столько определение лучших, сколько активизация детского творчества вообще, пробуждение в детях интереса к окружающей природе, к познанию и самовыражению. В этой связи особенно важна роль педагога. Чтобы направить ребёнка на здоровый путь творчества, создать благоприятные условия для овладения ремеслом, преподаватель должен соответствовать такой задаче морально и мировоззренчески.

В искусственной среде (среде, созданной самим человеком) художественное творчество часто носит извращённый характер. Поэтому важную роль в художественном обучении играет рисование с натуры, целевые выезды на пленэры. Для развития здоровой фантазии ребёнка важно изучение традиций своего народа, его исторического прошлого, ознакомление с лучшими образцами художественной литературы, поэзии, музыки и изобразительного искусства. Там, где всё это присутствует, юный художник получает возможность проявить себя наилучшим образом."

ГЛЕБ ГОЛУБЕВ (Россия, Башкортостан, г.Уфа)
Художник-график, член Союза художников России, директор детской художественной школы №2 г. Уфа, председатель совета директоров художественных школ Башкортостана, заслуженный работник культуры Башкортостана

"С большой радостью мы приняли предложение работать в составе жюри V Международного конкурса детского рисунка «На своей земле», в котором не раз участвовали и с интересом наблюдали за его развитием.

Этот проект отличается стабильностью, великолепной организацией и неповторимой встречей с удивительным творчеством юных художников разных стран.  Детский рисунок это возможность общаться, не зная языков, просто и искренне говорить о любви к своей земле, семье, друзьям и увидеть, что многие любят и чувствуют то же самое. С радостью убедиться, что общечеловеческие ценности едины.  Детский рисунок это бесценный подарок и нам, взрослым, возможность окунуться в яркий, сказочный мир детства. Желаем конкурсу «На своей земле» дальнейшего творческого роста, талантливых участников, новых друзей и поддержки.

Юные художники, объединяйтесь, творите добро и красоту."

ЮРИЙ ГРИГОРЬЕВ (Россия, Башкортостан, г.Уфа)
Художник, член Союза художников России, старший методист Республиканского методического центра по образованию Министерства культуры и национальной политики Башкортостана, заслуженный работник культуры Башкортостана

"Почему башкирские художественные школы активно участвуют в Международном конкурсе детского рисунка «На своей земле»? Важный критерий для нас – постоянство. Сейчас проводится очень много художественных конкурсов – региональных, всероссийских, международных, но большинство из них – конкурсы-однодневки.  Для нас важны не только дипломы, которые получают наши ученики, но и уровень конкурса, возможность по его результатам анализировать процессы, которые происходят в художественном образовании, наблюдать за работой школ в разных регионах и странах. Такую возможность даёт ваш конкурс, и огромный каталог, изданный в прошлом году, подчеркнул его значимость.

От Москвы до самого Владивостока ваш конкурс имеет участников, и я очень рад этому. Такое содружество художников несёт большую пользу, ведь все мы делаем одно общее благое дело."

НИНА ГРОМ (Россия, г.Москва)
Художница, член Творческого союза художников, главный редактор журнала "Художественная школа"

"Работать в жюри Международного конкурса детского рисунка «На своей земле» – чрезвычайно увлекательно и ответственно. Вместе с юными авторами, во время просмотра присланных рисунков, мы, взрослые, радуемся и грустим, размышляем над недостатками сюжета, спорим о его достоинствах.  И, как правило, задаёшься вопросами: почему именно эта тема показалась наиболее интересной, а как создавалась та или иная композиция, где увидел маленький художник тот или иной пейзаж, как удалось ему написать, почувствовать характер и передать его в портрете друга, мамы, папы?

Конечно, каждый рисунок ребёнка  несёт информацию ещё и о том, сколько труда вложено преподавателем в ученика. Но насколько самостоятельно выполнялись воспитанником рекомендации преподавателя?  Такая дополнительно полученная  от участников информация стала бы основой многих публикаций в журнале «Художественная школа», который на протяжении ряда лет держит своих читателей в курсе событий Международного конкурса детского рисунка «На своей земле».

Конкурс развивается, привлекая всё новых и новых участников. И это радует. Охват возрастных категорий также широк.  Но, может быть, ребятам после 16 лет имеет смысл пробовать свои силы уже не в детском конкурсе, а например,  в международных молодёжных проектах, где темы и номинации требуют серьёзной интеллектуальной подготовки, владения другими художественными техниками и форматами?

Я думаю, что инициаторы конкурса несут колоссальную ответственность за  выставки, где представляется детское творчество, отражающее как зеркало мир и проблемы сегодняшнего дня.  А конференции, организованные для преподавателей изобразительного искусства Беларуси и других стран, дают возможность педагогам-художникам общаться, знакомиться, обмениваться информацией, дружить, выстраивать планы совместных пленэров, перспективных выставок, мастер-классов.

Удачи, вам дорогие друзья, и воплощения новых творческих замыслов! А конкурсу детского рисунка «На своей земле» - долголетия!"

ВЕРА ДЖУКИЧ (Сербия, г.Белград)
Художница

"Как члена жюри и как человека, который любит Беларусь, меня очень радует, что этот конкурс становится известным и популярным в мире. Это доказывает количество стран, которое с каждым годом растёт, количество и качество работ, приходящих на конкурс. В этом году меня удивили шестилетние дети, чьи рисунки и по колориту, и по композиции, и по законченности зачастую не уступают работам старших. Это значит, что педагоги большое внимания обращают на этих маленьких детей и очень много с ними занимаются. Просто хочется поблагодарить их за работу. Я желаю всем успеха, и большое спасибо за те чудесные мгновения, которые мы пережили, знакомясь с работами ваших учеников!"

АЛЛА КЕЙГЕ (Беларусь, г.Минск)
Художница по батику, руководитель художественной студии "Солнце" Минского государственного дворца детей и молодёжи, преподаватель Белорусской государственной академии искусств

…Одни  только дети знают, чего ищут… Они отдают всю душу тряпочной  кукле, и она становиться им очень дорога, и если её уних отнимут, дети плачут…

Антуан де Сент-Экзюпери

"Детский рисунок – это рассказ ребёнка, полный фантазии и воображения, в котором мы видим окружающий или придуманный им мир. У ребёнка всегда есть своё собственное мнение, и он им дорожит, зачастую даже «охраняет» своё произведение от взрослых! И хорошо, если взрослый понимает, что вмешиваться нельзя! А как же тогда научить ребёнка рисовать? – спросит педагог. Ответ очень прост: ребёнок всегда умеет рисовать, он с этим уже родился! Идеально, когда взрослые не мешают творить, а мудро и незаметно помогают в создании детского произведения. Да, для этого необходимо стать, прежде всего, другом. Когда Вам начнут доверять, тогда Вы настоящий старший друг, Вы можете сотворить  великое – помочь стать художником.

Не просто научить рисовать, а обратить внимание на мир, научиться не только смотреть на него, но видеть, слышать, чувствовать, сопереживать, грустить и радоваться – то есть всему тому, что необходимо человеку-творцу. Порой очень обидно, когда в детских рисунках присутствует рука взрослого – всё знающего и всё умеющего. Конечно, линия ровнее, композиция уравновешена, цвет интереснее. Или, ещё хуже, в детском рисунке мысль взрослая! А бывает и такое: просто-напросто кладётся перед ребёнком  книжка – бери, срисовывай, ведь в ней работа художника-профессионала, а  он-то знает, как сделать грамотно! Всё это происходит  не для того, чтобы помочь  ребёнку, а совсем наоборот, это делается для взрослого, что бы потешить его самолюбие, погордиться своим воспитанником, удивить остальных взрослых и, возможно, даже завоевать  диплом на каком-нибудь престижном конкурсе! Ребёнок привыкает жить «за чужой счёт» и принимает это за должное и правильное, по большому счёту – это проекция на всю его жизнь! Но ведь именно так нельзя поступать – это преступление по отношению к ребёнку. Это значит – лишить его самостоятельности, уверенности в себе, и, страшнее всего то, что он не научится мыслить сам и привыкнет воровать идеи у других! Такой «художник» будет выдавать мёртвые рисунки, возможно блистательно выполненные, но лишённые духовности, а это ведёт только к гибели."

…А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижетеё насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут её на клочки…

Антуан де Сент-Экзюпери

ФАИНА КЛЕЦОВА (Россия, г.Омск)
Заведующая методическим отделом художественного образования Бюджетного учреждения культуры Омской области "Государственный центр народного творчества"

"Мы в Омской области давно полюбили конкурс «На своей земле». Причин несколько: свободная тема, позволяющая выбрать любую композицию, не сковывать ребенка и не нарушать учебный процесс, бережное отношение к каждой работе, замечательная организация и условия работы жюри, возможность показать часть экспозиции у себя.

Пока существует художественное образование, будут существовать выставки, будут существовать и проблемы, связанные с их проведением. Ребёнок хочет быть замеченным, хочет признания. Но каким путем – это проблема взрослых.

Бывает, что педагог хочет  получить аттестацию, высшую категорию и на занятиях рисует с детьми только для выставки. Результат такой деятельности может оказаться плачевным для ребёнка и его способностей. Как сделать выставочный процесс эффективнее без ущерба для образования? Для чего, в каком количестве проводить выставки? Эти вопросы волнуют нас, и мы пробуем их решать.

Искусство – это серьезный труд. И ребенок должен понимать, что на пути достижения высокой цели с ним должен быть учитель. Уважение к учителю, к носителю и транслятору культуры должно быть, причём не только у ребёнка, но и у тех, кто управляет образовательным процессом.

Я сравниваю роль учителя с ролью иконописца. Когда иконописец работает в храме, то имени его не остаётся в истории, потому что, работая, он не думает о себе. Он следует канону для достижения своей главной цели – вести своего зрителя к постижению духовной истины. Так и педагоги, не нарушая сути образовательного процесса, а видя в нём стержень своей деятельности, должны принести  ученику не только технику и умения, но и нравственные ценности, ту духовную истину, которую должно дать старшее поколение младшему."

ОКСАНА СЕРДЮК (Украина, Крым, г.Керчь)
Художница, член Национального союза художников Украины, заведующий художественным отделением детской школы искусств имени Романа Сердюка г.Керчи

"Детское изобразительное творчество давно перестало быть объектом умильного любования или же подражанием творчеству взрослых художников. Работы на детских международных конкурсах оцениваются с точки зрения искусства: наличия художественного образа и ремесла.

Рисунки младших участников всегда поражают своей искренностью и непосредственностью. В 5-7 лет ребёнок сам себе бог и судья, и зритель. Работа педагога с детьми такого возраста сводится к принципу «не навреди». Просто подтолкни, направь – и вот уже эмоции бьют через край, рисунок поражает своим лаконизмом и точностью, цвет заливает поверхность листа, и хочется плыть в этом потоке «живой воды», черпая из него силы и радость, и счастье.

С возрастом приходит знание, а с ним – и желание рисовать «как взрослый». Появляются свои пристрастия, приоритеты, ценности. И здесь, на мой взгляд, на первое место в работе педагога выходит принцип «научив, не заучи». Дав совокупность профессиональных знаний, не закрой тот естественный поток творчества, позволивший в детстве свободно творить, не думая об авторитетах, о том, «как можно» и «как нельзя».

Я всегда говорю своим ученикам, что в искусстве, в отличие от математики, дважды два может быть и четыре, и пять, и десять. Ценность творчества – в максимальном проявлении индивидуальности. И возраст здесь не имеет никакого значения: художник или есть, или его нет, независимо от того, восемь ему лет или восемьдесят."

МЕЧИСЛАВ СКАЛИМОВСКИЙ (Польша, г.Бяла Подляска)
Художник, сотрудник Галереи Подляской Городского центра культуры

"И опять я с болью в сердце был вынужден совершать выбор: оценивать работы маленьких детей четырёх-пяти лет особенно трудно. Намного меньше вопросов возникало при рассмотрении работ молодёжи. Здесь мы уже могли использовать «объективные» критерии – композицию, цвет, пропорции, художественное мастерство. Однако и тут не все члены жюри были единодушны в оценке.

Есть ли в Польше другой подход к творчеству детей, отличный от Беларуси? Я не уверен, но может быть и так. У нас специалисты в сфере художественного образования считают, что маленького ребёнка не должны слишком рано учить на профессионала. Занятия в художественных кружках, которые есть, к примеру, в домах культуры, имеют целью развивать творческую индивидуальность ребёнка, непринужденную экспрессию, помочь ему выйти на контакт с окружающим миром, а НЕ ТОЛЬКО совершенствовать его академические знания и умения. Это скорее воспитание через искусство, чем художественное образование в чистом виде, которое у нас начинается позднее, с 14-15 лет. Тогда только молодой талантливый человек может взять на себя решение поступить в художественное училище, а потом в художественный университет."

ВАЛЕРИЙ ТИМОФЕЕВ (Россия, г.Омск)
Художник, директор детской художественной школы №1 г. Омска

"В жюри конкурса я принимаю участие уже третий раз, и, на мой взгляд, работа в этом году была более динамичной, чем раньше. Это значит, что в жюри работают профессионалы. Как всегда впечатляет организация работы – всё чётко, вовремя, всё учтено и посчитано! К тому же конференция художников-педагогов позволила больше узнать о том, что происходит в сфере художественного образования в других регионах.

Как бы талантлив не был ребёнок от рождения, ему нужен учитель, проводник, который поведёт его дальше в мир искусства. И даже если он в будущем не свяжет свою жизнь с искусством, уроки эстетики, преподнесённые в школе, принесут ему пользу. Помочь ребёнку раскрыться, донести до него суть творчества и вдохновить на собственный поиск может только тот преподаватель, который сам занимается творчеством.

В нас существуют различные выставочные проекты, благодаря которым педагоги активно участвуют в художественной жизни региона. И в этом году мы знакомим белорусов с одним из них. Это выставка творческих работ преподавателей «Сокровенное». Графические произведения 21 педагога школ Омской области в феврале экспонировались в Минске в галерее Республиканского экологического центра детей и юношества во время Международной конференции художников-педагогов «На своей земле». Надеемся, что ещё многие эту выставку увидят."

АЛЕКАНДР ТИШИН (Россия, г.Москва)
Фотожурналист журнала "Художественная школа"

"Я в третий раз в составе жюри, и надо сказать, что год от года работать тяжелее. Жюри стало более требовательным к работам детей, уровень конкурса значительно повысился. Поэтому любая награда говорит о большом успехе ребенка, ее получившего. Ведь быть замеченным среди такой конкуренции – это дорогого стоит.

Всегда едешь к людям: к тем, кто организуют конкурс, к детям, которые присылают работы, к педагогам, которые работают с детьми. Мне безумно интересно с этими  людьми, и поэтому я здесь. Хочу высказать всю теплоту, всю свою любовь Беларуси и людям,  живущим на этой земле."

 

Год: 
2010
64801135