Что обсуждали на установочном круглом столе проекта “Днепровский паром”?

“Не только поделиться опытом, но и показать, что уже сделано в рамках проекта,” - именно так обозначила главную задачу установочного круглого стола Анна Выгонная, руководитель “Днепровского парома”. А сделано уже немало: с начала года белорусская и украинская команды вели активную подготовительную работу к реализации проекта.

 

ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА. ОБМЕННЫЕ  ВЫСТАВКИ

Одной из центральных тем круглого стола был уже имеющийся опыт музеев Гомельщины и Черниговщины в трансграничном сотрудничестве.

Директор Черниговского областного художественного музея им. Г. Галагана Ирина Ральченко рассказала про совместный проект с Картинной галереей Г. Х. Ващенко - обменную выставку, прошедшую в апреле 2007 г. В Гомель тогда были привезены произведения живописи XVII – XIX вв. из фондов Черниговского областного художественного музея, а работы белорусских художников Гавриила Ващенки, Светланы Курашовой и Ларисы Зуевой - экспонаты выставки «Земля под белыми крыльями» из фондов Картинной галереи Г. Х. Ващенко - побывали в г. Чернигове.

“Этот опыт общения и сотрудничества был очень важен для обоих музеев, - отметила Ирина Григорьевна в своём выступлении. - Хоть, конечно, организовать такой проект было непросто - главные трудности были связаны с перевозом экспонатов через белорусско-украинскую государственную границу.”  

Заведующий филиалом Ветковского музея в Гомеле Пётр Цалко рассказал про опыт сотрудничества с Национальным историко-культурным заповедником “Чигирин”, расположенным в Черкасской области (Украина). Так, в сентябре 2017 г. в гомельском филиале Ветковского музея была открыта выставка привезённых из Чигирина гончарных изделий, декорированных в уникальном и неповторимом стиле головкивской подполиваной росписи. А теперь музей ведёт переговоры про проведение  в Чигирине выставки традиционного текстиля “Што у Неглюбцы у сяле…” из коллекции Ветковского музея.

“Объединяет эти выставки то, что они отражают возрождение традиции одного села, в первом случае - керамической, во второй - ткацкой, - комментирует Пётр Цалко. - Кроме обменных выставок у музея есть также планы о совместной экспедиционной и научно-исследовательской деятельности, а также об участии белорусских и украинских мастеров в ремесленных фестивалях и совместных выставках по их итогам.”

Обсуждая опыт музеев, представленный в докладах, участники круглого стола как с белорусской, так и с украинской стороны выразили огромный интерес к проведению совместных выставок, потому как сопоставление традиций наталкивает музейных сотрудников и научных исследователей на интересные открытия культурных взаимосвязей региона.

 

ИНТЕРМУЗЕЙНЫЕ МАРШРУТЫ

Проекты тематических трансграничных экскурсионных маршрутов представили на круглом столе сотрудники кафедры археологии, этнологии и краеведческо-туристической работы Национального университета “Черниговский коллегиум” им. Т.Г. Шевченки Владимир Пилипенко и Сергей Токарев.

Один из них был посвящён “дворянским гнёздам” - дворцово-парковым ансамблям и усадьбам, принадлежавшим когда-то знатным родам Лизогубов, Румянцевых-Паскевичей, Разумовских, Галаганов, Тарновских, Милорадовичей. Второй маршрут под названием “Художественные сокровища” объединил картинные галереи Нежина, Чернигова, Брагина, Речицы, Гомеля и Ветки.

Белорусская команда озвучила альтернативное предложение - разработать в рамках проекта трансграничный интермузейный маршрут, который будет показывать связь белорусских и украинских земель через отдельные артефакты, представленные в музеях Гомельщины и Черниговщины. Так, например, в экспозиции Ветковского музея экспонируются чертежи иконостаса не сохранившейся до нашего времени церкви в п. Радуль Репкинского района Черниговской области. Эта и другие подобные интересные связи были обнаружены во время рабочих поездок проекта по музеям Гомельщины и Черниговщины  в феврале 2018 г.

Подробно идеи создания трансграничных интермузейных маршрутов будут обсуждаться на воркшопе проекта, который пройдёт в Чернигове 13-14 июня.

Однако, следует понимать, что создание и функционирование трансграничных музейных маршрутов связано с определёнными проблемами, над которыми ещё предстоит работа в рамках проекта. Имея 10-летний опыт работы с трансграничными маршрутами в рамках экскурсионного проекта-лектория “Дорогами рідного краю”, заведующая научно-образовательным отделом Черниговского исторического музея им. В.В. Тарновского Наталья Самохина отметила, что переезд через белорусско-украинскую государственную границу туристических групп является серьёзным препятствием на пути развития трансграничного туризма.

Организаторы проекта в свою очередь высказали надежду, что ситуация с прохождением пограничных переходов туристическими группами может измениться. В рамках проекта запланирован круглый стол с представителями властей, пограничных и таможенных служб, где будут обсуждаться эти вопросы.

 

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

“Каждый музей должен найти свою “Джаконду” - отметил в своём выступлении на установочном круглом столе художник-реставратор, член Союза художников Беларуси Фёдор Сорока, представляя идеи интерактивного оборудования для музеев Гомельской области.

По мнению художника, это должна быть яркая вещь, артефакт, который впишется не только в пространство музея, но и в общее трансграничное музейное пространство, станет отдельным пунктом в интермузейном экскурсионном маршруте. В своём докладе Фёдор Иванович проиллюстрировал эту идею на примере нескольких музеев Гомельской области - Речицкого краеведческого музея, Музея битвы за Днепр в г. Лоеве и Брагинского исторического музея.

Украинская сторона также поделилась своими идеями об интерактивном оборудовании - научный сотрудник Черниговского исторического музея им В.В. Тарновского Александр Бондарь представил проект интерактивной учебной комнаты для историко-археологического музейного комплекса “Древний Любеч”. “Изюминкой” такой комнаты, по мнению автора доклада, могла бы стать археологическая песочница, которую можно будет использовать для работы с детьми.

 

МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

“Многие музеи мира успешно используют мобильные приложения для работы с туристами. Перенять этот опыт могут также музеи Гомельщины и Черниговщины”, - заявили на установочном круглом столе PR-менеджер проекта с украинской стороны Олег Герасименко и общественный активист г. Чернигова, председатель общественного объединения "Простір злагоди"  Геннадий Добровинский. “Использование современных технологий подымет потенциал музеев, привлечёт в регион новых туристов, и, может быть, даже даст музеям возможности для получения дополнительного дохода,” - высказали своё мнение авторы доклада.

Еще один участник доклада Геннадий Мирошниченко, являющийся техническим руководителем систем международного музейного туризма Musei.Tech г. Лондон, высказал готовность присоединиться к созданию музейного мобильного приложения:
“Я работаю техническим руководителем в проекте, который призван помочь локальным музеям Европы с легкостью использовать современные технологии для качественного обслуживания посетителей на уровне лучших мировых стандартов. Однако техническая составляющая тут играет относительно скромную роль. Основной точкой приложения усилий проекта является помощь в осознании музеями многогранности стоящих перед ними задач и успешная интеграции каждого конкретного музея в единую инфраструктуру европейского туризма.”

Олег Герасименко отметил также практическую пользу данного приложения:
“Наличие мобильного приложения - это, во-первых, значительный плюс к имиджу музея, дополнительная реклама и возможность идти в ногу со временем. В перспективе это также дополнительный доход на продаже доступа посетителей к приложению - у посетителя будет выбор или оплатить услуги живого экскурсовода, но по высокой стоимости, или же за более низкую стоимость воспользоваться приложением. А ещё у сотрудников музея появляется больше времени для собственно научной деятельности, которую они смогут вести, не отвлекаясь на проведение экскурсий.”

“Однако успех мобильного приложения зависит в первую очередь от самих музеев - от выбора и подготовки материала, который будет интересен посетителю, - подвёл итог выступления Олег Герасименко. - Чем больше полезной, интересной и качественной информации, тем выше будет привлекательность и самого музея.”

 

---

Цель проекта «От партнерства местных музеев к широкому трансграничному культурному сотрудничеству» сохранить и использовать культурно-историческое наследие соседних народов, а также развить сотрудничество в сфере культуры. Проект финансируется совместно с Европейским Союзом в рамках Программы территориального сотрудничества стран Восточного партнёрства EaPTC Беларусь - Украина.


Данная публикация была подготовлена при поддержке Европейского союза. Ответственность за содержание данной публикации несёт общественная организация "Белорусский зелёный крест", и она ни в коей мере не отражает точку зрения Европейского союза.


 

Тэги: