По следам 9-й Международной конференции художников-педагогов

Проект: 

Как обычно в начале февраля художники-педагоги, искусствоведы, мультипликаторы, руководители художественных учебных заведений собрались на Международную конференцию художников-педагогов «Современное художественное образование детей и молодежи».

В 2018 г. конференция, которая ежегодно проводится в рамках Международного художественного проекта «На своей земле», состоялась в девятый раз и собрала представителей Беларуси, России, Украины, Литвы, Латвии, Германии и Польши.

На протяжении трех дней участники конференции знакомились с работой учебных заведений, студий и отдельных преподавателей изобразительного искусства, обменивались опытом, мнениями и методиками.

Первый день конференции 2 февраля был посвящен знакомству с работой школ искусств и выставкам работ юных художников. Участники конференции познакомились с организацией работы в Минской гимназии-колледже искусств, посетили учебные классы, увидели уровень подготовки учащихся, посетив выставку работ по теме «Натюрморт». Заместитель директора, учитель изобразительного искусства Светлана Донская поделилась опытом преподавания натюрморта в своем докладе, который представила во время экскурсии по гимназии.

Следующим местом презентации стал Российский центр науки и культуры, где была открыта выставка «Детские графические работы детской школы искусств г. Уфы». Участники конференции не только увидели уровень работ учеников школы, но и смогли задать вопросы ее руководителю Глебу Голубеву.

В завершение дня в галерее «Природа и творчество» Республиканского центра экологии и краеведения были открыты еще две выставки: на первом этаже галереи были представлены работы Международной молодежной выставки изобразительного искусства «Нова Загора», которая ежегодно проводится в Болгарии, на втором – работы учащихся Художественного лицея им. Артура Гроттгера в Супрасле (Польша). Во время открытия руководитель проектов ОО БЗК Наталья Святкина зачитала приветственное письмо от руководителя художественного проекта в Болгарии Ивана Стоянова, а представитель Художественного лицея в Супрасле Марта Мушыньска-Юзефович немного рассказала о лицее и о том, как там построен учебный процесс. После открытия преподаватель живописи лицея им. Артура Гроттгера Хонората Винценчак-Замостна представила доклад о художественности как основе при изучении натюрморта (презентация к докладу). Во время презентации были показаны примеры натюрмортов, которые предлагаются на разных этапах обучения, от абстрактных до предметных, а также варианты заданий на их основе. Во время ответов на вопросы прозвучало, что учащиеся старших классов также могут сами участвовать в выставлении натюрмортов.

В последующие два дня презентация докладов и дискуссии проходили в образовательном центре ОО БЗК недалеко от Минска. Работа второго дня началась с небольших выступлений членов жюри художественного конкурса с обзором их работы и итогов просмотра. Председатель жюри этого года Михаил Цибульский говорил о критериях, которые определяет для себя каждый член жюри, и о принадлежности к различны школам, что может влиять на оценку работы. Татьяна Тихомирова сделала акцент на том, как важно было увидеть присутствие ребенка в работе, в чем сходилось большинство членов жюри. Также она упомянула о различиях в художественных подходах разных стран, что ставило перед жюри задачу быть открытыми и гибкими. Директор детской художественной школы г. Гродно Иван Грицкевич говорил о выводах, которые следует сделать руководителю художественной школы, чтобы давая инструмент для творчества, не лишить юного художника индивидуальности.

Продолжили программу презентации представителей различных художественных школ на тему «Натюрморт», которая была заявлена как основная тема конференции. Представитель Художественной школы им. Яна Розенталя (Рига, Латвия) Илгнесе Авотина показала, какие даются задания на разных этапах обучения и рассказала, что изучение натюрморта начинается через цвет, совмещение цветов и цветовых пятен (презентация к докладу). Преподаватель Одесской детской художественной школы №1 им. К.К. Костанди Татьяна Тихомирова, делясь своим опытом преподавания натюрморта, говорила о важности использовать природные материалы, выстраивать композиции метафоричные, создающие образ, рождающие эмоцию (презентация к докладу). Директор Каунасской художественной гимназии Неринга Шюпинскене в своей презентации показала не учебные работы, а творчество, вдохновленное натюрмортом. Основной идеей выступления стало то, что следует поощрять непрограммные творческие порывы юных художников, чтобы поддерживать их интерес к искусству и творчеству (презентация к докладу). Выступление Ольги Валюшкиной, заместителя директора детской художественной школы г. Витебска, было посвящено концептуальности при построении натюрморта. В презентации были показаны натюрморты, построенные в соответствии с различными стилистическими и авторскими концепциями. Такой подход, по словам докладчика, позволяет не только изучать натюрморт, но и познавать мир, глядя на него с различных точек зрения (видеопрезентация к выступлению).

Некоторым отходом от темы стало выступление Галины Яковцовой, преподавателя Санкт-Петербургской детской художественной школы №2, которая представила собравшимся художественный проект «Силуэты Суоми», созданный учащимися школы по мотивам легенд и преданий народа суоми, а также фино-угорского эпоса «Калевала». Итогом проекта стала выставка силуэтных работ, альбом и силуэтный видеофильм о земле суоми.

Продолжила тему натюрморта Лариса Вельц, художник-педагог из Омска, в прошлом директор детской художественной школы г. Борзя в Забайкальском крае, на работе которой и был построен доклад. В школе, где очень сильна школа графики, учат помимо прочего мыслить в пространстве и в материале, а также глубоко понимать свою землю, свой народ, равно как и культуру людей, что живут рядом, чтобы наполнить произведение смыслом и эмоцией (презентация к докладу).

Презентацию поэтапной работы по изучению натюрморта представили и преподаватели детской художественной школы г. Калининграда (материалы к докладу). Завершился второй день выступлением Галины Матюшенковой, художника-педагога из Слуцка, которая на примере натюрморта, рассказала, как она строит работу с детьми, как происходит выбор темы, проработка образа, выявление ассоциаций, эмоций в отношении к цвету.

Во время небольших кофе-пауз, как во второй, так и в третий день, участники конференции могли познакомиться со стендовыми докладами: мини-выставками детских работ организованными в центре. Преподаватели, подготовившие мини-выставки, комментировали работы и делились своими наработками.

Третий день конференции был посвящен итогам мультипликационного конкурса, а также более общим вопросам работы художественных школ и студий. Заседание началось с приветствия из Карелии – представитель студии «Домик света» поприветствовал собравшихся мультклипом «Зеленый ёжик», после чего один из членов жюри мультипликационного конкурса Семен Шевцов представил небольшой обзор работ победителей и предложил к просмотру некоторые работы, отмеченные жюри.

Выступления художников-педагогов Ольги Сухоницкой, которая представила, как организована работа репетитора изобразительного искусства в г. Мозыре (презентация к докладу), и Аллы Кейге – руководителя частной арт-студии, были интересны тем, что показали иной подход к организации художественного образования. В обоих выступлениях прослеживалась мысль о том, что частная практика дает большую свободу, как преподавателю, так и ученикам. Ольга Сухоницкая, в частности, сделала акцент на том, что она видит своей задачей воспитание не художника, но человека с хорошим художественным вкусом и с пониманием прекрасного. Алла Кейге, говорила о многогранности, которую она вкладывает в свою работу, в результате чего любой проект, реализуемый в ее студии, становится комплексом из художественных работ, концерта или даже спектакля.

Завершились выступления докладом руководителя художественной студии из Берлина Лоры Шлее (презентация к докладу), предложившей порассуждать о том, как педагогу следует выстраивать взаимоотношения с ребенком, чтобы процесс обучения был интересен, как поддерживать при творческих неудачах, как общаться с родителями, которые настроены на максимальный результат.

Практическая часть конференции была представлена мастер-классом по монотипии от графика из Супрасля Марты Мушыньской-Юзефович.

Все участники конференции за три насыщенных дня не только узнали об опыте работы своих коллег, обменялись мнениями, но и получили новый толчок для работы, многие уезжали с идеями новых проектов, некоторые отзывались, что хочется сразу приступить к работе и применить на практике все то, о чем узнали во время конференции.

Смотреть фоторепортаж

Материалы к докладам

Татьяна Тихомирова. Заметки по поводу конкурса «На своей земле»

Лариса Вельц. Конкурс как отражение процессов в пространстве детского изобразительного творчества

Тэги: